Контрольная работа одна из основных форм мониторинга учебной деятельности и достижений не только в школе, но и в высших учебных заведениях. ВУЗовская контрольная пишется с учетом требований государственных стандартов.
Требования к контрольной работы для заочников можно найти в ГОСТах и методических рекомендациях, причем чаще именно методички являются решающим звеном для преподавателя.
Охватить требования всех методичек в одной статье невозможно, поэтому обратим внимание на гостовские правила, которые и являются основой методических рекомендаций.
Чем регламентируется написание контрольных
Для качественного оформления контрольной работы студенту заочного или очного отделения достаточно проработать методические рекомендации кафедры и государственные нормативные документы (ГОСТ 2.105-95, ГОСТ 7.32-2001).
В этих источниках можно найти правила оформления каждого структурного элемента (титульного листа, содержания, вступления, основной части, выводов, приложений).
На методические рекомендации обращайте особое внимание.
Обратите внимание! В ГОСТы частенько вносятся изменения, поэтому лучше посоветоваться с преподавателем, какой документ использовать.
Требования к содержанию контрольной работы для заочников
Содержание – это главный аспект любой контрольной работы, определяющий оценку за нее.
Приступая к написанию контрольной нужно помнить о таком:
- Контрольная работа должна быть написана строго по вопросам (теме), данным преподавателем, отходить от них, переключаться на другое нельзя.
- Если контрольная работа пишется на определенную тему, а не по вопросам, желательно составить план, а уже потом писать контрольную, так вы получите логичное изложение информации.
- В содержание можно включать пересказ отдельных мыслей ученых, однако не злоупотребляйте этим приемом, чтобы работа не превратилась в плагиат.
- В содержании контрольной работы должны приводиться достоверные факты, авторитетные фамилии и лаконичные информативные цитаты.
- Нежелательно переполнять текст цитатами, так как контрольная работа должна представлять понимание темы ее автором, а не учеными. Некоторые преподаватели вообще запрещают использовать цитатные материалы.
Нельзя лить воду, подавать несколько раз одну и ту же информацию разными словами.
Технические требования к оформлению контрольной
Этот блок требований определяет гарнитуру шрифта, дает обобщенное понятие о том, как должна выглядеть контрольная.
Для печати контрольной используется стандартный для научных работ шрифт:
- 12 или 14 кегель,
- Times New Roman,
- абзацный отступ – 12,5 мм,
- полуторный междустрочный интервал,
- поля верхнее и нижнее по 2 см, левое 2,5 см, правое 1 см в некоторых методичках требуется делать все поля по 2 см.
Текст печатается черным шрифтом на листах А4 с одной стороны.
Все страницы, кроме титулки и содержания (плана), нумеруются. Номер проставляется в правом верхнем углу.
Требования к оформлению отдельных структурных элементов
Контрольная работа, кроме основного текста, часто содержит дополнительные элементы рисунки, таблицы, формулы и прочее. Об оформлении различных элементов контрольной расскажем подробнее.
Первое, что бросается в глаза, заголовки. Правильно будет оформить их без кавычек и точки в конце, полужирным шрифтом. Следует запомнить, что слова в заголовках переносить нельзя.
Если в тексте используется иллюстративные материалы (таблицы, рисунки, схемы, графики и подобное), их размещают сразу после абзаца, в котором на такие элементы делалась ссылка.
Перед элементом нужно сделать соответствующую подпись («Рисунок», «Таблица», «Схема»). Иллюстративные материалы должны быть пронумерованы, при этом нумерация для каждого вида материалов своя.
Приложения – необязательная часть, которая используется для подачи иллюстративного материала в соответствии со ссылками в основной части работы.
Элементы приложений должны оформляться под тематическими заголовками, иметь подписи и нумерации.
Размещаются приложения после основного текста.
Список литературы контрольной работы оформляется по ГОСТам, рекомендованным преподавателем или же актуальным на момент написания контрольной.
Сегодня в разных ВУЗах используют ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.82-2001, ГОСТ 7.1-2003.
Как организовать работу по оформлению контрольной
Качественное оформление работы зависит также от организации процесса ее написания. О технических моментах нужно позаботиться уже в начале составления работы:
- проработать требования, подчеркнув самые главные из них,
- выставить соответствующие параметры шрифта, полей,
- проследить за тем, чтобы набор осуществлялся на формате А4.
Обратите внимание! Не забывайте об орфографии и пунктуации, так как множество ошибок – серьезный недочет.
После завершения работы над текстом, включая и проверку на грамотность, необходимо еще раз сверить правильность оформления каждого элемента контрольной с методическими рекомендациями.
Не забывайте о тонкостях шрифтов (строчные буквы, обычный, полужирный или жирный).
Выводы и подсказки
Требования к контрольной работе для заочников такие же, как и для студентов очного отделения. Самое главное в контрольной работе – содержание, а уже после него нужно обращать внимание на оформление.
Позаботиться об оформлении контрольной следует уже в начале ее написания. Не забывайте в процессе написания контрольной заглядывать в методичку, даже если вы проработали ее перед составлением контрольной.
Придерживаясь всех требований и советов, изложенных в статье, вы напишете контрольную работу, которая заслуживает высокого балла.
В этом видео вы узнаете, как оформить реферат по ГОСТу: