Конспектирование лекций – необходимое зло или осознанная необходимость

В связи с использованием новых информационных технологий, в том числе в образовании, студенты часто сомневаются, стоит ли писать конспект лекций: сейчас очень быстро можно найти книги практически по любому курсу, а в сети Интернет есть множество и других материалов.

Но большинство студентов все-таки конспектируют лекции. А преподаватели часто во время сессии просят показать конспект.

Не всегда наличие конспектов является обязательным условием. Многие преподаватели считают, что студенты взрослые люди и могут самостоятельно решить, нужен им конспект или нет.

Так нужно ли конспектировать лекции? Рассмотрим несколько причин, по которым ответ на этот вопрос может быть утвердительным.

Работа на лекциях

Если преподаватель видит, что студент пишет конспект лекции, он рассматривает это как свидетельство активной работы на занятии, и к сессии у него формируется положительное мнение о данном студенте.

Кроме того, конспектирование развивает память и скорость письма. При написании текста работает так называемая моторная и визуальная память. Ученые считают, что при конспектировании лекций внимание концентрируется на информации, а учащиеся, стараясь перефразировать услышанное, все глубже погружаются в освоение материала.

В итоге написанное от руки откладывается бессознательно откладывается глубоко в памяти и может внезапно всплыть, когда на сессии задан дополнительный вопрос.

И, в конце концов, не возникнет ситуация, описанная еще в советском анекдоте, когда на консультации первый вопрос от студентов: А какой предмет мы сдаем?. Как известно, в каждой шутке есть доля шутки.

Конспект как допуск на экзамен или зачет

Иногда преподаватели не допускают, официально или неофициально, студентов к сессии без предварительного просмотра их конспектов. Причем для контроля листы в тетради с конспектами выборочно подписываются.

Поскольку просмотреть нужно большое количество материала, это требование может быть достаточно формальным, т.е. преподаватель не вчитывается в текст, а просто фиксирует его наличие. Если сессия близко, а конспектов нет, можно скачать конспект нужных лекций из интернета.

Использование конспектов на зачетах (экзаменах)

Письменный конспект лекций может принести пользу непосредственно на экзамене или зачете.

Если конспекты не только написаны, но и красиво оформлены, часто при 100%-ной (или близкой к этой цифре) посещаемости можно получить зачет автоматом. Для удобства на занятия нужно брать набор из разноцветных ручек, фломастеров и маркеров. Кроме того, если ручек несколько, не возникнет распространенная ситуация, когда единственная ручка перестает писать в самый неподходящий момент.

Многие преподаватели разрешают пользоваться конспектами во время сессии при условии, что они написаны самостоятельно. Возможен вариант, когда конспекты складывают на один из столов (парт) и при ответе на сложный вопрос можно один или два (у наиболее либеральных преподавателей) раза подойти и посмотреть тетрадь.

Есть и незаконное, но применяемое из поколения в поколение, использование, когда конспект разрывается на отдельные листочки (в разных вузах их называют бомбы, медведи и т.п.), которые незаметно достаются и используются на экзаменах.

Краткие конспекты лекций позволяют быстро просмотреть содержание курса за день до экзамена или зачета. Если использовать учебники, даже в электронном виде, времени на это потребуется гораздо больше.

Правила конспектирования

Чтобы конспекты можно было использовать эффективно, рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Не рекомендуется записывать лекции по всем предметам в одну тетрадь потом разобраться в ней, как показывает практика, будет трудно, лучше иметь отдельную тетрадь по каждому предмету (полезно на первом листе написать наименование курса, свою фамилию и номер группы, а также фамилию, имя и отчество лектора это практически исключает безвозвратную потерю конспектов).
  2. Нужно научиться делать абзацы, заголовки и подзаголовки, выделяя главные темы, доказательства и т.п.
  3. Копировать в тетрадь все чертежи и другую информацию, которую преподаватель пишет на доске.
  4. Разумно использовать сокращения и математические символы для экономии времени записи (пример: формула ф-ла, приблизительно ).
  5. Там, где можно, использовать рисунки (например, при записи условий геометрических задач) и схемы, а современные технологии предлагают для составления схем использовать такой инструмент, как ментальные карты.
  6. Если материал дается очень быстро, и качественную запись лекции сделать трудно, целесообразно продублировать лекцию на диктофон, чтобы дома ее окончательно откорректировать.

Учащимся нравится, когда лекционный материал сопровождается презентациями, опытами, примерами из практики (в том числе экзаменационной). Понравившийся слайд или опыт можно сфотографировать на смартфон. Есть небольшое количество студентов, которые конспектируют лекционный материал на компьютере или мобильном устройстве (как правило, это планшет). Однако исследования, проведенные в США, показывают, что обычное конспектирование на бумаге более эффективно с точки зрения усвоения материала.

На занятиях важно быть сосредоточенным и не отвлекаться. Часто у студентов вырабатывается собственный стиль и приемы конспектирования, чтобы сократить запись.

Пример

В романе Аэропорт известного американского писателя А. Хейли одна из героинь с русским именем Таня при написании докладных, приказов и т.п. использовала только согласные буквы. Она даже убрала с пишущей машинки (были когда-то такие устройства) все гласные.

Навыки конспектирования пригодятся и после окончания учебного заведения, особенно если работа будет связана с исследованием, творчеством, чтением научной и технической литературы.

Следует ли хранить конспекты

Ненужные конспекты можно отдать следующему поколению. Но бывают случаи, когда их целесообразно сохранить. Многие бывшие студенты оставляют конспекты как память о незабываемом студенческом времени и с удовольствием их время от времени перелистывают.

Лучшие лекторы часто приводят интересные практические примеры из собственной и чужой деятельности, дают дополнительный, но полезный материал, который трудно найти даже в интернете. Это могут быть описания интересных случаев из судебной или медицинской практики, примеры решения сложных экзаменационных задач и т.п.

Лекция не обязательно имеет привычный вид монолога. Она может, например, включать элементы диалога или представлять собой лекцию-дискуссию двух преподавателей, у которых противоположные точки зрения по обсуждаемой общественной проблеме. Конспекты таких лекций могут быть интересны через много лет после окончания вуза. В этом случае конспекты целесообразно сохранить.

Можно самостоятельно дополнять материал подходящими примерами и фишками. Много ценного контента можно найти на You Tube, где выложены лекции профессоров и практиков ведущих вузов, не только российских, но и зарубежных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: