Исследование научной дисциплины нуждается в терминах и общетеоретических положениях, которые служат базисом. Педагогика – научная область, исследующая правила воспитания человека, регулярность благополучной передачи опыта.
Она необходима для того, чтобы на практике показывать менее трудные возможности постижения педагогических задач.
Зарождение, формирование и развитие педагогики
Применение различных методик процесса воспитания происходило еще в глубочайшей древности.
Зарождение данного процесса началось с появлением первых людей, но научное знание сформировалось намного позже.
Появляется необходимость в суммировании опыта, основании специализированных учебно-воспитательных организаций.
В Древней Греции раб, отводивший ребенка своего хозяина в школу, считался педагогом, но через некоторое время данное слово стали понимать шире, то есть вести детей по жизни.
Как и любой вид человеческой деятельности, воспитание является общественным явлением, но в самом начале педагогические идеи оформлялись с помощью формы заповедей, которые отражали правильность поведения.
Впервые педагогическая мысль зародилась в древнегреческой, средневековой и древневосточной философиях. Посмотреть на педагогику вне философии получилось у Фрэнсиса Бекона в начале XVII века.
Педагогика зародилась к концу XVII века, так как в этот момент появлялись первые школы и педагогические труды. Усиление развития теории педагогики привело к тому, что в XVIII веке были основаны специальные учебно-воспитательные учреждения по подготовке преподавателей.
Именно так педагогика определилась в качестве учебно-научной дисциплины. Педагогика – наука о:
- воспитательных отношениях, которые возникают на основе обобщения обучения, образования и воспитания с самообразованием,
- правильности воспитания людей,
- помощи в духовном и творческом обогащении,
- нахождении гармоничного положения природы и общества,
- обобщении опыта разных поколений,
- том, как найти наиболее лучшие пути и методы воспитания,
- том, как организовать регулярное и упорядоченное получение знаний.
Воспитание стало исполнять основную роль в жизни людей, потому что выяснилось, что скорость развития человечества зависит от того, как в обществе осуществляется воспитание младшего поколения.
Виды и формы обучения: их краткая характеристика
Виды обучения и воспитания – это обобщенный вариант формирования и основания учебно-воспитательного процесса в педагогике.
Первым видом, появившимся в педагогической практике, была беседа.
В работе ее начал использовать Сократ, именно в дальнейшем данная форма обучения получила название «сократическая беседа».
Целью такого рода беседы является нахождение истины с помощью установления различных вопросов, наводящих на ответ.
Схоластическое обучение – совместное образование, основой которого является библейское писание.
Основополагающий вид активности – прослушивание и заучивание информации, то есть точное повторение текста. Данный вид широко использовался в средневековье.
Объяснительно-иллюстративное – пояснение в синтезе с предметностью. Основные способы: фиксация и слушанье, то есть воссоздание полученной информации считается центральным признаком продуктивности учащихся. Этот вид образования называется общепринятым.
Проблемное обучение – характерная черта состоит в том, что процесс образования происходит посредством независимого получения знаний и умений в процессе постановки учебных задач.
Важнейшим компонентом такого вида обучения является формирование мыслительных упражнений, которые характеризуются умственным напряжением и необходимостью в разрешении возникающих противоречий.
Реализация происходить благодаря пояснению сущности вопроса и использованию анализирующих методов.
На данный момент присутствуют 4 ступени проблемности процесса обучения:
- преподаватель самостоятельно ставит задачу и решает ее с помощью обсуждений учеников,
- учитель задает проблемную ситуацию, а ученики под его управлением решают ее,
- ученики ставят проблему, а преподаватель помогает ее разрешить,
- ученики решают задачи самостоятельно, то есть без помощи преподавателя.
Программное обучение предусматривает системность и очередность производимых действий, которые в конечном итоге приводят к сформулированному результату. Целью этого вида совершенствование регулировки учебного процесса.
Особенности программного образования:
- информация делится на отдельные части,
- учебный процесс становится более последовательным, поэтому полученные знания и мыслительные действия лучше усваиваются,
- завершение каждого из шагов предусматривает определенный контроль,
- если ученик безошибочно выполнил все упражнения, то он получает дополнительные задания, тем самым делает шаг вперед в обучении,
- если ученик не смог правильно выполнить все задания, то преподаватель помогает ему и дает дополнительные объяснения,
- ученики получают знания самостоятельно,
- итог всех выполненных заданий закрепляется, и становится известен как учителю, так и ученикам,
- учитель должен осуществлять универсальный, то есть индивидуальный подход по отношению к каждому ученику,
- программное обучение может реализовываться машинным способом.
Блочное обучение – широко распространенный вид образования в ВУЗах. Суть его состоит в том, что познание реализуется обширными блоками, а не делится на маленькие части, как это происходит во время традиционного (общепринятого) обучения.
Учебный модуль – отрезок содержимого учебной дисциплины, которую обязан выучить ученик. Модуль охватывает цели, задачи и основополагающие научные термины изучаемой дисциплины.
Признак частного обучения – оценочная система в форме рейтинга, поэтому на окончательный балл влияет многое: посещение, выполнение упражнений, переходные (промежуточные) подведения итогов.
Развивающее обучение – организация процесса, в котором огромное внимание уделяется умственному развитию учеников, но и осведомление учащихся в области определенных знаний занимает существенное место.
Данный вид – это образование, направленное на улучшение умений в виде системы, то есть выработку у учеников познавательных навыков. Характерные черты развивающего воспитания:
- основным объектом, которому подчинен уровень успешности освоения материала становится не преподаватель, а ученик,
- задание преподавателя не просто передать определенный багаж навыков, а организовать учебно-воспитательную работу учащихся и научить их размышлять, то есть думать, рассуждать.
Воспитательный процесс в пределах развивающегося обучения отличается характером ярко выраженного диалога между учителем и учеником.
Основные психолого-педагогические положения данного вида:
- трудность обучения,
- приемлемость развития разнообразных видов мышления,
- индивидуализирование и разграничение обучения,
- специализированное формирование различных приёмов интеллектуальной деятельности.
Формы обучения:
- субъективная,
- групповая,
- коллективная.
Формы организации учебного процесса:
- урок,
- научное общество,
- экскурсия,
- различные кружки: творческие, технические и т.д.
Форма обучения – это организация движения воспитания, которому присущи регулярность, цельность.
А также саморазвитие и постоянство людей, принимающих участие в учебном процессе, а также строго соблюдаемый режим.
Модернизированные виды обучения в педагогической науке
В разные периоды развития общественность предъявляет высокие запросы к рабочей силе.
Это вызывает потребность улучшения системы образования.
Одним из способов развития являются нововведения в области технологий, то есть способы и методы взаимодействия учеников и учителя.
Инновации в педагогике осуществляются с помощью средств системы образования, также огромное значение имеют новые обеспечение и технологии.
Синтезирование двух путей эволюции систем педагогики позволяет применять объединенные инновации, строящиеся на границе различных по своей структуре педагогических подсистем.
Основные направления и объекты нововведений в педагогике:
- построение задумки и поведения в развитии учебно-воспитательных учреждений,
- корректировка сущности образовательной системы,
- видоизменение и улучшение новых технологий для обучения,
- внесение коррективов в систему управления образовательными учреждениями,
- совершенствование специализации педагогов, а значит и повышение квалификации,
- планирование ранее не используемых моделей образования,
- обеспечение полной безопасности учеников,
- появление новых учебников и пособий.
Вывод: на сегодняшний день, не учитывая проводимые ранее реформы сферы образования, изменяются только лишь количественные показатели, но не было предпринято попыток видоизменить сущность, то есть ядро образования, которое на самом деле имеет огромное значение.
Учебно-воспитательные программы, существующие на данный момент, перенасыщены ненужной информацией, плохо влияющей на детское сознание, но в то же время в них недостает необходимых знаний.
Виды и формы обучения, применяемые сегодня, очень отстают от потребностей современных детей.
В этом видео вы узнаете о видах и формах обучения в России: