Широко обсуждаемую в СМИ проблему о роли аниме в формировании личности нельзя назвать простой. Вопрос о том, как аниме влияет на психику подростка, не имеет однозначного ответа: японская мультипликация имеет и положительные, и отрицательные стороны, а степень её воздействия на неокрепшее сознание во многом зависит от множества сопутствующих факторов.
Аниме в российской культуре: причина популярности
Японское аниме заметно отличается от мультфильмов, создаваемых в России, США и странах Европы.
Самыми яркими характерными чертами можно являются:
- Изображение персонажей в искажённых пропорциях. Это связано с тем, что всё в аниме, включая внешность, имеет символьное значение и призвано заострять внимание на конкретных аспектах характера персонажа.
- Особая рисовка лица: заострённые черты, гипертрофированно крупные глаза и практически не прорисованные нос и губы.
- Отличающаяся от реалистичной цветовая гамма: либо слишком яркая, с контрастными оттенками, либо, наоборот, мрачная, состоящая в основном из чёрных, коричневых и синих тонов.
Секрет популярность аниме кроется во многом в сильных эмоциях, показываемых на экране.
Причём они часто выглядят преувеличенными, что привлекает подростков, ведь именно в возрасте 12–17 лет интенсивность и понятность чувств является главным, что определяет степень интереса к тому или иному произведению.
Хотя есть и другие «приманки»:
- занимательные сюжеты, часто имеющие фантастические или мистические мотивы,
- красиво изображенные герои,
- яркие спецэффекты,
- качественная, хорошо передающая эмоциональный настрой музыка.
Японские аниматоры отлично разбираются в психологии, поэтому целевая аудитория у таких мультфильмов всегда широкая.
А за счёт разнообразия сюжетов и жанров значительная часть подростков, если даже не увлекается аниме, то хотя бы изредка смотрит его.
Роль традиционной культуры в японской мультипликации
Любой мультфильм априори влияет на психику это главное назначение искусства в целом и анимационного в частности.
Вопрос в том, положительным или отрицательным является это воздействие.
Прежде всего необходимо учитывать, что аниме как вид мультипликации является продуктом японской культуры, заметно отличающейся от культуры европейских народов.
Сюжеты, образы героев и транслируемые ценности основываются на традициях этой древней страны, отвечая её требованиям, особенностям и идеалам.
Но, попадая в другую культуру, понятные любому японскому подростку символы теряют своё значение и превращаются в лучшем случае в ненужный элемент событий, а в худшем диаметрально меняют смысл аниме.
В аниме, как в обычных мультфильмах, часто поднимаются серьёзные вопросы, на которые зрители должны найти ответ в ходе просмотра.
Но люди, воспитанные на совершенно иных традициях, не в состоянии правильно интерпретировать поднятую проблему. В итоге предполагаемый воспитательный момент исчезает или приобретает негативный оттенок.
Существует мнение, что подростки, насмотревшись японских анимационных мультфильмов, выходят на улицу и начинают на самом деле убивать. Да, такая опасность есть.
Сцены насилия в аниме действительно более графичные, чем в русских или европейских мультиках. В японской культуре нет негласного «табу» на изображение крови и смерти.
Это способно оказать негативное влияние на сознание ребёнка, который смотрит такие мультфильмы в большом количестве.
Однако нельзя сказать, что влияние подобных сцен в японских аниме более серьёзно, чем пропаганда насилия в современных фильмах производства США или в «бандитских» сериалах России начала двухтысячных годов.
Психологи о влиянии аниме на подростковую психику
По мнению специалистов, мультфильмы в стиле «аниме» действительно способны оказывать неблагоприятное воздействие на неокрепшую психику детей и подростков.
Причём удары наносятся по нескольким направлениям:
- Происходит подмена социальных ценностей. Например, привлекательная, ласково разговаривающая тётя по ходу сюжета может оказаться злой колдуньей. Но в российской традиции внешность персонажей, как правило, даёт представление и о его сущности. Дети знают, что красивой бывает добрая принцесса, а уродливой – баба Яга, живущая в неопрятной избушке на курьих ножках. Возникает конфликт, разрушающий прежние представления о добре и зле, отрицательно сказывающийся на оценке окружающего мира. Одновременно срабатывает стереотип «красивый – значит хороший», заставляющий ребёнка невольно подражать отрицательному, но мило выглядящему персонажу.
- Фантастические миры, показываемые в аниме, настолько привлекательны, что подростку трудно вернуться к нормальной действительности. Так что чрезмерное увлечение аниме часто становится причиной эскапизма – ухода от реальности. В итоге дети теряют интерес к общению со сверстниками, забывают прежние увлечения, перестают уделять внимание учёбе.
- Быстрое мельтешение кадров и напряжённость сюжета заставляет мозг подростка находиться в постоянном стрессе, который не всегда проходит после завершения серии.
Резкая смена контрастных цветов опасна для людей, склонных к эпилепсии или страдающих скрытыми психическими болезнями. Так, 38 серия аниме-сериала «Покемоны» вызвала эпилептический припадок у 685 японских подростков, после чего была запрещена для показа. - Превращение людей в жутких монстров, убивающих направо и налево, расшатывает психику и может не только сформировать подсознательный страх перед другими людьми, но и стать «спусковым крючком» для развития психического заболевания.
Из-за своей неокрепшей, только начавшей формироваться психики, подростки поневоле попадают в группу риска при просмотре большого количества аниме.
Аниме: мультфильмы для подростков или взрослых
В России любые мультфильмы априори считают развлечением для детей.
В Японии такого разделения не существует: анимационные фильмы снимаются как для малышей, так и для взрослых людей.
На несовершеннолетних в полной мере ориентирован лишь один жанр – «комодо», остальные же предполагают взрослую или юношескую аудиторию.
В связи с этим часто происходит ситуация, когда аниме, предназначенное исключительно для взрослых людей и поднимающих сложные социальные вопросы, транслируется по телевидению в «детское время».
Яркий пример – начинающийся вполне безобидно мультфильм о Второй мировой войне, с ужасающей графичностью показывающий последствия взрыва атомной бомбы над Хиросимой.
Итогом просмотра таких «детских мультиков» может стать не только нервный срыв, но и настоящая психологическая травма.
Способы борьбы с аниме: советы родителям
В век Интернета практически невозможно полностью защитить подростка от какой бы то ни было информации.
Любой мультфильм или сериал легко можно скачать с сайта либо просмотреть онлайн.
Поэтому у родителей есть лишь несколько способов снизить негативное влияние аниме на сознание подростка:
- Контролировать время, проводимое у экрана.
- Следить за возрастным рейтингом мультфильмов, попадающих в руки их детей.
- Проводить больше времени с ребёнком (в этом случае у него будет меньше повода искать утешения у выдуманных персонажей).
- Создать тёплые и доверительные отношения с «юным поколением», чтобы иметь возможность вовремя отследить опасные изменения.
- Помочь подростку найти дополнительное увлечение, которое не позволит ему уйти в виртуальный мир (это может быть даже рисование всё того же аниме или астрономия, если, к примеру, школьника привлекают фантастические сюжеты).
- Разобраться, хотя бы в минимальном объёме, в особенностях японской культуры и вовремя разъяснять ребёнку смысл символов, которые он видит в аниме.
Влияние аниме на психику подростка – не миф, однако его негативные проявления сильно преувеличены.
Значительная часть вреда, которую могут принести японские анимированные мультфильмы, проявляется лишь в том случае, если ребёнок не имеет других увлечений либо его психика ослаблена стрессом или тяжёлым эмоциональным переживанием.
В этом видео вы узнаете, стоит ли запрещать аниме: