Полнота профессиональной подготовки бакалавра определяется тремя условиями, описанными законом об образовании.
- Часть седьмая ст. 60 273-ФЗ определяет статус бакалавриата как ступени высшего образования.
- Высшая проф. подготовка бывает полной, неполной и неоконченной. Получить диплом слушатель программы может только в одном из трех перечисленных случаев первом (полный курс).
- Бакалавры выпускаются с дипломами (в Синергии дипломами государственного образца + унифицированное международное приложение, подтверждающее квалификацию для иностранных работодателей).
То есть предположение, что бакалавриат это неполное высшее образование, начисто лишено законных оснований. Диплом свидетельство окончания курса, а закон относит курс бакалавра к программам высшего образования.
Почему возникает подобный вопрос?
Почему тогда вопрос о полноте и законченности профессиональной подготовки бакалавров возникает так часто? Чтобы ответить, нужно обратиться к недавней истории реформ образовательной системы России.
Хотя институт бакалавриата здесь существует давно, активно применяться его программы стали с 1996 года. До 2011-го российские студенты выпускались преимущественно с дипломами специалистов. Бакалавры получили численное превосходство среди выпускников менее десятка лет назад. Многие просто еще не привыкли к Болонской системе, на чьи рельсы перешла Россия.
Ступени высшего образования в России
Бакалавры учатся четыре года, специалисты пять. Выглядит как потеря качества подготовки. Хотя ситуация обратная: специалитет, который занимал пять лет учебы, условно говоря, разделился на два этапа, добавив год.
- Четыре года бакалавриата теория.
- Два года магистрата время для практики, исследований, углубленного изучения технологий, применяемых в профессии.
Это первые два уровня одной программы (первое высшее).
Третья ступень аспирантура. Специалитет сохраняется, хотя практикуется вузами все реже. Он остается первой ступенью, за которой может следовать только аспирантура, иначе это уже второе образование.
Чем специалисты отличаются от магистров?
Болонская система обучения дает сразу несколько преимуществ выпускникам бакалавриата перед специалистами.
- По программе непрерывного образования учащийся вправе освоить несколько профилей магистерская профессия может быть не идентичной бакалаврской, а смежной. Магистрат для выпускников специалитета это уже вторая профессия (нет отсрочки от армии, учебного отпуска, прочих привилегий), для бакалавров вторая ступень первой программы подготовки.
- Осознав ошибку на этапе получения первой специальности, студент может через магистрат ее сменить, не теряя времени. Специалисты могут только переучиваться (II ВПО).
- Студент может продолжать практическую часть курса, будучи уже трудоустроенным (осваивать степень магистра, отрабатывая на практике реального бизнеса изучаемые приемы, технологии, методы). Специалист учится пять лет, не отрываясь от вуза, либо с согласованием индивидуальной программы при желании совмещать работу с учебой.
Трудоустройство бакалавров на рынке труда в РФ
В отличие от абитуриентов вузов, которые один или два раза в жизни разбирают юридические, организационные нюансы программ подготовки, российские работодатели постоянно сталкиваются с вопросами оценки квалификации кандидатов. Потому прекрасно понимают, что бакалаврский диплом достаточен, чтобы принять на работу сотрудника, к которому предъявлены требования о высшем образовании.
Трудоустройство бакалавра на рынке труда РФ не вызывает сложностей. Более того, окончание четырехлетнего бакалаврского курса престижного вуза обеспечивает активному целеустремленному человеку возможность занимать руководящую должность. В том числе с перспективой обучения на магистрате за счет нанимателя.