Для приобретения системой образования нового качества еще недостаточно просто провозгласить преданность соответствующим ценностям. Необходимо, чтобы на основе признанных приоритетными ценностей происходила аксиологизация преподавания учебных дисциплин и обеспечивалось единство содержания и форм учебы в учебных заведениях. Поэтому в аксиологически ориентированном философско-педагогическом дискурсе осуществляется рефлексия двух групп ценностей: 1) тех, на которые должно ориентироваться образование сейчас и на перспективу; 2) тех, которые должны создаваться, формироваться в самом образовательном процессе.
Первая группа ценностей определяет сущностное назначение образования в современном мире, понимание стратегических целей образования. Эта группа ценностей имеет исходное значение. Ведь именно от осознания того, на что должно быть направленное образование будут зависеть как содержание, так и формы организации всего педагогического процесса. Кроме того, в современных условиях именно ценностно-мировоззренческий образ будущего выступает в качестве главной детерминанты деятельности и жизнедеятельности человека. Без способности на опережение осознавать и учитывать в педагогической деятельности вызовы будущего, педагог и сам не сможет избежать, высказываясь словами Э. Тоффлера, «шока от будущего» и не сможет предостеречь от этого своих воспитанников, воссоздавая те мировоззренческие ценности, которые уже отошли (или неминуемо отойдут) в прошлое в обществе, которое постоянно изменяется и обновляется.
Вторая группа ценностей касается ценностного содержания образования и технологии ее организации. Причем здесь является важным не только определение и организация содержания учебного процесса в соответствии с первой группой ценностей, но и искусное сочетание и реализация образовательных и воспитательных заданий в педагогическом процессе. То есть современный учитель должен четко осознавать ценностно-мировоззренческое измерение своей учебной дисциплины и последовательно раскрывать и реализовывать его в своей преподавательской деятельности. Только таким образом возможное обеспечение творческого усвоения учениками знаний определенного предмета и привлечение этих знаний к общей системе их ценностно-мировоззренческих ориентаций. Кроме того, усвоение учителем этой группы мировоззренческих ценностей является необходимым и для того, чтобы он осознавал свою ответственность за ту эмоционально-психологическую атмосферу, которую он создает во время преподавания своей дисциплины, за те морально- мировоззренческие ценности, которые он сознательно, или не сознательно воспроизводит в стиле своего преподавания, представляет своим личностным образом. В данном контексте очень важно, чтобы и во время учебы будущего учителя выполнялись требования уважения к его индивидуальности и личному достоинству, была создана атмосфера доброжелательности, доверия, уважения и толерантности.
И первая, и вторая группа ценностей современного образования концентрируются вокруг его главной цели, сформулированной еще в 1972 году группой экспертов под руководством Э. Фора в докладе ЮНЕСКО, — «Учиться, чтобы быть». В этой цели сочетается личностное назначение образования и его ориентация на будущие состояния общества, что в период учебы подрастающего поколения только начинают складываться. Образование, которое в качестве главной цели должно «учиться, чтобы быть», появляется уже не как образование на всю жизнь, а как образование, в течение всей жизни, то есть как образование непрерывное и такое, которое развивает креативный потенциал личности. Образование в течение всей жизни также имеет четыре неотъемлемые ценностные задания — научить учиться, научить работать, научить жить вместе, научить жить.
Современные стратегические ценности образования, которые основаны на принципах гуманизма и демократизма, требуют изменения авторитарно-дисциплинарной модели педагогической практики на личностно сориентированную. Большинство исследователей сходятся в том, что сущностными признаками этих изменений являются учеба и воспитание личности с максимально возможной индивидуализацией, созданием условий для саморазвития и самообучения учеников, осмысленного определения ими своих возможностей и жизненных целей. Методологически это опирается на принцип природо-соответствия и мотивационно-процессуального обеспечения учебного процесса.