В аксиологически ориентированном философско-педагогическом дискурсе осуществляется рефлексия двух групп ценностей

Для приобретения системой образования нового качества еще недостаточно просто провозгласить преданность соответствующим ценностям. Необходимо, чтобы на основе признанных приоритетными ценностей происходила аксиологизация преподавания учебных дисциплин и обеспечивалось единство содержания и форм учебы в учебных заведениях. Поэтому в аксиологически ориентированном философско-педагогическом дискурсе осуществляется рефлексия двух групп ценностей: 1) тех, на которые должно ориентироваться образование сейчас и на перспективу; 2) тех, которые должны создаваться, формироваться в самом образовательном процессе.


Первая группа ценностей определяет сущностное назначение образования в современном мире, понимание стратегических целей образования. Эта группа ценностей имеет исходное значение. Ведь именно от осознания того, на что должно быть направленное образование будут зависеть как содержание, так и формы организации всего педагогического процесса. Кроме того, в современных условиях именно ценностно-мировоззренческий образ будущего выступает в качестве главной детерминанты деятельности и жизнедеятельности человека. Без способности на опережение осознавать и учитывать в педагогической деятельности вызовы будущего, педагог и сам не сможет избежать, высказываясь словами Э. Тоффлера, «шока от будущего» и не сможет предостеречь от этого своих воспитанников, воссоздавая те мировоззренческие ценности, которые уже отошли (или неминуемо отойдут) в прошлое в обществе, которое постоянно изменяется и обновляется.

Вторая группа ценностей касается ценностного содержания образования и технологии ее организации. Причем здесь является важным не только определение и организация содержания учебного процесса в соответствии с первой группой ценностей, но и искусное сочетание и реализация образовательных и воспитательных заданий в педагогическом процессе. То есть современный учитель должен четко осознавать ценностно-мировоззренческое измерение своей учебной дисциплины и последовательно раскрывать и реализовывать его в своей преподавательской деятельности. Только таким образом возможное обеспечение творческого усвоения учениками знаний определенного предмета и привлечение этих знаний к общей системе их ценностно-мировоззренческих ориентаций. Кроме того, усвоение учителем этой группы мировоззренческих ценностей является необходимым и для того, чтобы он осознавал свою ответственность за ту эмоционально-психологическую атмосферу, которую он создает во время преподавания своей дисциплины, за те морально- мировоззренческие ценности, которые он сознательно, или не сознательно воспроизводит в стиле своего преподавания, представляет своим личностным образом. В данном контексте очень важно, чтобы и во время учебы будущего учителя выполнялись требования уважения к его индивидуальности и личному достоинству, была создана атмосфера доброжелательности, доверия, уважения и толерантности.

И первая, и вторая группа ценностей современного образования концентрируются вокруг его главной цели, сформулированной еще в 1972 году группой экспертов под руководством Э. Фора в докладе ЮНЕСКО, — «Учиться, чтобы быть». В этой цели сочетается личностное назначение образования и его ориентация на будущие состояния общества, что в период учебы подрастающего поколения только начинают складываться. Образование, которое в качестве главной цели должно «учиться, чтобы быть», появляется уже не как образование на всю жизнь, а как образование, в течение всей жизни, то есть как образование непрерывное и такое, которое развивает креативный потенциал личности. Образование в течение всей жизни также имеет четыре неотъемлемые ценностные задания — научить учиться, научить работать, научить жить вместе, научить жить.

Современные стратегические ценности образования, которые основаны на принципах гуманизма и демократизма, требуют изменения авторитарно-дисциплинарной модели педагогической практики на личностно сориентированную. Большинство исследователей сходятся в том, что сущностными признаками этих изменений являются учеба и воспитание личности с максимально возможной индивидуализацией, созданием условий для саморазвития и самообучения учеников, осмысленного определения ими своих возможностей и жизненных целей. Методологически это опирается на принцип природо-соответствия и мотивационно-процессуального обеспечения учебного процесса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: