Сохранился ли в вузах специалитет и каковы его отличия от бакалавриата

В 90-х годах вошли в обиход понятия бакалавр и магистр. Переход на двухступенчатую систему высшего образования соответствовал международным стандартам Болонских соглашений. Массовый выпуск бакалавров начался в России гораздо позже, в 2003 2010 гг. Но сохранилось и классическое образование в виде специалитета.

Рассмотрим его особенности и чем отличается специалитет от бакалавриата.

Сущность специалитета

Квалификация специалиста присваивается студенту после 5 (иногда больше) лет обучения в вузе. Диплом специалиста подтверждает получение его обладателем высшего образования, дает право работы по специальности и поступления в аспирантуру.

Иногда специалист выбирает для продолжения образования магистратуру, обычно по смежной специальности. Однако юношам следует иметь в виду, что после получения диплома специалиста (в отличие от бакалавра) они теряют право на отсрочку от армии.

Преимущества специалитета:

  • диплом более понятен работодателю,
  • можно работать в государственных органах,
  • после получения диплома можно сразу продолжить обучение в аспирантуре.

Специалитет является более предпочтительной формой обучения для классических университетов, которые стремятся сохранить преемственность образования и фундаментальный подход, характерный для советских вузов.

Например, физический факультет МГУ с 2020 г. вернулся к обучению студентов по программам специалитета.

Высшее образование в России до сих пор балансирует между советской моделью и европейскими стандартами. Так, в медицинских вузах бакалавриат введен только для специальности сестринское дело. А для многих профессий в области IT можно получить диплом как бакалавра, так и специалиста.

Как недостаток можно отметить, что обучение на специалитете является более длительным и продолжается не менее 5 лет.

Особенности бакалавриата

В зарубежных вузах давно введена двухступенчатая модель высшего образования:

  • 1 ступень — бакалавриат,
  • 2-я ступень — магистратура.

Длительность бакалавриата на очном обучении составляет 4 года, магистратуры 2 года.

Следует иметь в виду, что сокращение сроков обучения на бакалавриате подразумевает увеличение времени на самостоятельное изучение предметов. В процессе внедрения бакалавриата это вызвало массу негативных реакций как со стороны преподавателей (в том числе, в связи с сокращением нагрузки), так и со стороны студентов. Особенно это коснулось технических вузов, где обучение всегда жестко контролировалось кафедрами и администрацией вузов.

Диплом бакалавра дает право работать по полученной специальности. Одной из особенностей европейской системы обучения бакалавров является практико-ориентированная направленность.

Поэтому в России часто считают степень бакалавра аналогом среднего профессионального образования (СПО). Но это не так. Согласно Болонской декларации, бакалавриат является законченным высшим образованием. Иногда его называют незавершенным, имея в виду, что есть более высокая ступень обучения магистратура.

Но и диплом специалиста, и диплом бакалавра являются документами государственного образца о получении высшего образования.

Болонский процесс направлен на формирование общего образовательного пространства и повышение мобильности человеческого капитала. Отсюда вытекают положительные стороны бакалавриата, по сравнению со специалитетом, к которым можно отнести:

  • меньший срок обучения, что может быть решающим фактором при поступлении на платное отделение,
  • гибкость образовательного процесса: проще построить индивидуальную образовательную траекторию, сочетая различные курсы,
  • вариативность учебного плана до 30% могут составлять дисциплины по выбору,
  • диплом более понятен зарубежным работодателям.

У студентов появилась возможность после бакалавриата изменить специализацию, выбрав магистратуру по другой специальности, причем не только в своем вузе и не только внутри страны. Например, студенты технических вузов могли продолжить обучение в магистратуре по одной из экономических специальностей. Такое сочетание давало им весомое преимущество на рынке труда после окончания вуза. Продолжение образования в магистратуре возможно на бюджетной основе, даже если степень бакалавра выпускник получил на контрактном обучении. Но эта возможность скорее теоретическая, поскольку конкурс на бюджетные места очень высокий.

Преимущества бакалавриата в большей степени оценили вузы экономической и бизнес-направленности. Присоединение к Болонской системе позволило им организовать взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными образовательными организациями: создавать совместные программы обучения, включая защиту совместных дипломов и присуждение степеней и т.п.

Кроме того, введение бакалавриата делает учебу в российских вузах привлекательной для иностранных студентов.

Недостатки бакалавриата связаны с тем, что эта система не очень понятна российским преподавателям и студентам, а тем более работодателям. Можно отметить следующие отрицательные факторы:

  • в России часто рассматривают бакалавра, как недоученного, т.е. неполноценного специалиста,
  • чтобы поступить в аспирантуру нужно закончить магистратуру — поэтому для студентов, нацеленных на научную карьеру, специалитет будет более предпочтительным.

Бакалавр не только не может поступить в аспирантуру. В 2016 г. был принят законопроект, запрещающий бакалаврам занимать должности, требующие высокой квалификации, на государственной службе. Также лица с дипломом бакалавра не могут стать преподавателями вузов (но могут преподавать в системе СПО) или работать научными сотрудниками (но могут занимать должность инженера-исследователя).

Определенные ограничения существуют для бакалавров в области права. Они могут работать, например, следователями, но не смогут стать судьями или юристами в органах государственной службы.

При занятии должности по конкурсу бакалаврам следует внимательно прочитать предъявляемые квалификационные требования. Если в них указан уровень образования не ниже специалитета и магистратуры, участвовать в конкурсе, имея диплом бакалавра, не удастся. Если при трудоустройстве требуется соответствие профессиональным стандартам, с ними тоже следует ознакомиться.

Что выбрать

Наличие бакалавриата и специалитета создает проблему выбора для абитуриентов, особенно если выбранную профессию можно получить и тем, и другим путем.

Процесс поступления в вуз на оба направления ничем не отличается. Нужно получить школьный аттестат или диплом СПО и сдать Единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Выбор может существенно зависеть того, где выпускник планирует работать после окончания вуза. Если он нацелен сделать карьеру за рубежом, более предпочтительным будет бакалавриат. В России пока больше ценится диплом специалиста. Особенно это относится к тем, кто в будущем собирается занимать руководящие должности в государственных учреждениях.

Но решающую роль должен играть уровень образования в данном учебном заведении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: