В учебной практике проведение лабораторных работ позволяет максимально приблизить теоретическую часть осваиваемых знаний с их практическим применением. Именно поэтому так важно научить учащегося не только последовательно и правильно выполнять все задания, связанные с темой, но и составлять отчет по ней, в котором вывод рассматривается как один из ключевых моментов освоения материала. Как писать вывод в лабораторной работе?
Что такое вывод в лабораторной работе
В классическом понимании лабораторная является небольшим научным исследованием, в ходе которого, обучаемый, проводит исследование на заданную тему. Методология предусматривает несколько вариантов проведения работы, но общим для них всех выступает составление отчета, в который, кроме обязательной титульной части, части описания предмета и метода исследования, имеется вывод.
Эта часть отчетного документа по проделанной работе включает в себя не только описание результатов, но и формулирует оценочные суждения обучаемого, относительно изученной темы.
С точки зрения преподавателя, вывод ученика является результатом овладения ним общих теоретических знаний по теме обучения и закрепление на практике полученных в результате работы знаний. Из вывода преподаватель может судить по полноте освоенных знаний, их направленности и зрелости учащегося к дальнейшему освоению предмета.
Поверхностное изучение изложенной в выводе информации может создать искривлённое впечатление о результатах работы учащегося, особенно это видно когда в содержании содержится много противоречий, неточностей, нарушена структура изложения, а полученные данные не соответствуют реальности.
Как правильно писать вывод
Структура лабораторной работы студента определяется государственным стандартом. Стандарт ГОСТ 7.32-2001 распространяется на все учебные исследовательские работы. Этот нормативный акт требует обязательного наличия в итоговом документе следующих разделов:
- Титульный лист,
- Реферат работы,
- Введение с раскрытием основных целей и задач работы,
- Основную часть с описанием всех пунктов работы,
- Заключение с результатами и выводами.
Как видно структура текстуальной части работы имеет простой и четкий вид. Особенностью научной работы выступает использование научной терминологии, что существенно облегчает работу по написанию вывода. Использование общепринятых понятий и терминов позволяет избежать излишней перегруженности текста объяснениями и уточнениями. А также важно для написания вывода использование других научных работ, в которых описываются или уточняются отдельные явления или факты.
Таким образом, одним из основных правил работы над составлением вывода заключается в использовании научной терминологии и только достоверных фактов.
Структура вывода
Для написания общего вывода рекомендуется использовать стандартный план, состоящий из нескольких взаимосвязанных пунктов. В плане рекомендуется использовать следующие основные позиции для раскрытия результатов исследования:
- Сформулировать предмет исследования,
- Описать основные методы проведения исследования.
- Сформулировать итог с учетом погрешности,
- Если в ходе исследования делалась фиксация разных параметров и изменений, то на основании этих данных необходимо составить графики, таблицы, диаграммы, подготовить материал для графической части выводов,
- Провести сравнение итогов с результатами, полученными в ходе фундаментальных исследований, на основании которых составлены справочные данные и таблицы,
- Обозначить критические моменты исследования, проанализировать причины расхождений исследования и результатов в контрольной группе,
- Дать оценку проделанной работе, раскрыть ценность полученного материала, определить, насколько полно было выполнено задание, достигнута ее цель и доказана гипотеза теоретической части.
В отчете по итогам лабораторной работы раскрытие предмета исследования необходимо для понимания того на что было направлено исследование, какие законы, явления или процессы были подвергнуты анализу. В дальнейшем, в процессе раскрытия пунктов плана вывода эти моменты будут играть определяющую роль в формировании тезисов по каждому пункту выводов.
При проведении исследования обычно выбирается один метод исследования, но если целью работы ставится проверка на практике работоспособности того или иного метода оценки, проверки, анализа получаемых результатов, то кроме основного выбирается еще и альтернативный метод исследования.
В обычных лабораторных работах учащихся общеобразовательных школ или профессиональных колледжей столь глобальные задачи не ставятся, а вот в высших учебных заведениях, будущим инженерам, педагогам и медикам, да и другим профессиям необходимо понимать не только основной, но и альтернативный метод.
Работа с основным и альтернативным методом исследования позволяет получить намного больше информации о предмете исследования, выявить неточности и ошибки при проведении теоретического анализа, рассмотреть и сравнить полученные результаты в каждом из методов.
Если исследование носит конкретный характер и результат носит четкое выражение в виде физических или химических величин, важно не только указать на получившийся результат, но и проанализировать погрешности в выявленном результате. В этом пункте делается описание отклонений, получившееся в результате эксперимента, их влияние на результат, причины их проявления.
В работе для анализа проводится набор статистических данных, которые легче анализировать создав на их основе наглядные графики и диаграммы. Такие наглядные пособия дают возможность полнее предмет исследования его важность в теоретическом и практическом плане. Графическая часть выводов дает возможность не только сравнить итоги по каждому из методов исследования, но и выявить ошибки, неточности или же поставить вопрос о более глубоком изучении предмета, выходящим за рамки ученической работы.
Еще один момент, на который обязательно нужно обратить внимание, он касается важного принципа педагогики – связи теории с практикой. При формировании выводов работы, связанной с профессиональной подготовкой специалистов необходимо в выводах указать важность изучения предмета исследования в практическом плане, оценить перспективу дальнейшего изучения для отрасли или конкретного предприятия. В этом пункте, кроме текстуальной части рекомендуется ввести статистический материал, сделать ссылки на нормативные документы, стандарты, нормы.
Виды выводов
Тип вывода зависит от цели и задачи лабораторной работы. Для большинства работ школьной программы характерно изучение законов предмета и практическое закрепление навыков в понимании констант. Для этого периода обучения рекомендуется выводы делать по следующей схеме:
- Для работ, связанных с изучением законов предмета в выводе указывается, какой закон был изучен, какой эксперимент или явление было рассмотрено, удалось ли подтвердить в ходе работы истинность эксперимента. В графической части вывода на примере сравнения теоретического графика и графика экспериментальных данных делается вывод о схожести или различии контрольных интервалов.
- При написании вывода по изучению констант делается сравнение итогов со справочными данными. Это сравнение делается с применением табличных элементов и наглядного графического представления. В выводе указывается насколько совпадают данные полученные в результате практических опытов или эксперимента с официально указанными в справочных пособиях значениями.
Для работ студентов колледжей и высших учебных заведений в выводах делается акцент на направленность работы. Работы в ходе которых проверяются теоретические знания, так же как и в работах школьников делается вывод о значении изучаемого теоретического положения, и оцениваются полученные результаты с точки зрения соответствия их изучаемым правила. Как вариант, возможен и вариант, в котором итоги будут существенно отличаться от теоретических. В таком случае в выводе указывается, насколько результаты не сходятся с определением, в чем проявляются эти нестыковки и что является причиной такого положения.
Для лабораторных работ практического направления вывод должен содержать максимальное количество полученных данных об изучаемом явлении или процессе. Здесь обязательным моментом выступает формулировка тезисов о важности практического применения изученных явлений и процессов.
Какой можно придумать вывод для лабораторной
Когда основной материал готов остается правильно сформулировать и оформить выводы. Проще всего использовать описательный метод. Сначала полученные результаты группируются, сводятся в табличную форму или сразу переводятся в графическую. Далее на основании графика или диаграммы делается описание того что выявлено в процессе работы. После этого делается распределение материала по пунктам плана заключительной части, в конце которого и делается основной вывод – достигнута ли цель работы или нет.
Когда текст будет готов, он разбивается на смысловые блоки, в которых уместно привести примеры в виде таблиц, отдельных частей графика или диаграммы, вставить формулу с расшифровкой всех ее элементов и переменных. Такое дополнение к тексту позволит сделать выводы по работе более наглядными и легкими к восприятию.
Примеры выводов
В практическом плане легче и проще формулировать выводы по определенному шаблону. Предлагаемый шаблон может использоваться как в полном объеме, так и в урезанном, если того требует принятые в учебном заведении правила:
- В ходе лабораторной работы проводилось исследование (называется предмет исследования, то есть, то что изучалось – закон, явление, соответствие констант справочным данным).
- В ходе лабораторной работы исследование проводилось методом (наблюдения, эксперимента, т.д.)
- В результате проведенных исследований удалось получить следующие данные (общий результат, результат по этапам, описание предмета или явления с указанием, если это необходимо в реальных величинах).
- В процессе работы наблюдались изменения параметров связанных (указывается каких параметров, какие изменения, какие факторы влияли на эти показатели).
- Сравнивая итоги со справочными данными нужно отметить (какие выявлены совпадения или различия, насколько они отличаются от теоретически вычисленной погрешности и с чем это связано).
- В ходе проведения изучения наиболее важными моментами следует признать (дальше описывается, в чем важность этих моментов).
- На основании всего сказанного выше можно сделать вывод что цель достигнута, теоретические расчеты сделаны правильно что доказывается полученными результатами.
Правильное оформление студенческой работы в следующем видео: