Ни для кого не секрет, что отправной точкой любого бизнеса является бизнес-идея, тем не менее, сама по себе такая идея ничего не стоит. Без подробного плана реализации бизнес-идея – самая простая мысль, которая легко «развеется во времени».
Множество прекрасных идей лопнули из-за того, что их авторы не имели представления, как превратить их в реальность.
Сегодня есть люди, которые профессионально занимаются написанием бизнес-планов, однако к ним обратиться вы всегда успеете, а для начала стоит самому «попыхтеть» над этим трудом, возможно, именно в вас скрывается талант бизнес-планировщика.
А наша статья поможет узнать, как правильно составить бизнес-план на примере образца.
Что включить в бизнес-план
Конечно же, первым делом нужно четко определить структуру бизнес-плана, которая и станет «фундаментом» для его дальнейшего создания.
Мы укажем традиционные структурные элементы, универсальные для разных бизнес-планов:
- титульный лист,
- резюме (краткая характеристика бизнес-плана, которая должна привлечь инвестора),
- обзор рынка и оценка его возможностей,
- характеристика предприятия и конкретной отрасли,
- описание самой услуги или продукции,
- планирование маркетинговой политика и анализ сбыта представленной продукции,
- производственный план,
- организационный аспект предполагаемой деятельности,
- финансовая часть,
- направленность и оценка эффективности составленного проекта,
- оценка рисков проекта,
- приложения
Компоненты структуры зависят от объекта бизнес-плана. Если планируется самостоятельное его производство, этот процесс необходимо отобразить в плане как отдельный структурный элемент, если же планируют продавать уже готовый объект, о производстве писать не нужно.
Обратите внимание! В разделе о рисках специалисты советуют в первую очередь учитывать страновые риски, именно они влияют на ситуацию в отдельных регионах и отраслях.
Только после анализа широкого контекста рисков можно переходить к более узким – отраслевым и региональным.
Алгоритм действий
Составить бизнес-план очень легко при условии правильной организации своей работы.
Предлагаем алгоритм написания бизнес-плана, который подойдет как для опытных в этом деле людей, так и для новичков:
- Представить центральный объект бизнес-плана и прописать его особенности в черновом варианте «для себя», в черновике желательно отобразить такие аспекты: название объекта (услуги), описание материала из которого сделан (содержания услуги), написать список преимуществ, которые «продвинут» данный объект на рынке.
- Собрать необходимые сведения для составления бизнес-плана (финансовая составляющая, особенности организации, статистические данные для описания маркетинговой политики и т.д.)
- Составить сам бизнес-план. Обратите внимание, начинать его создание нужно не с резюме, а с основной части (производство продукта, обзор рынка, маркетинг и т.д.).
- Написать резюме на основе готовых основных частей (для составления данного структурного элемента из бизнес-плана нужно выбрать те моменты, которые могут заинтересовать инвестора или кредитора и подать все это в выгодном свете).
- Проверить содержательную часть бизнес-плана (правильность статистических данных, отдельных фактов, логики построения анализа).
- Проверить техническую сторону бизнес-плана, включая языковые ошибки (синтаксические, орфографические и др.).
Визуализировать поданную информацию, наглядно ее представить поможет образец бизнес-плана https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPcTm5rOUZKdUE4bnM/view?usp=sharing
Список ошибок
Инвестор или кредитор может отказаться вкладывать деньги в бизнес-идею или даже дочитывать бизнес-план до конца, если в нем будут такие ошибки:
- не установлены точные сроки реализации плана,
- неадекватная оценка рисков – они значительно занижены,
- завышенные показатели доходности (в финансовой части),
- непродуманные или не до конца проработанные сценарии для отдельных аспектов бизнес-плана (маркетингового, рыночного, денежного вопросов),
- результаты анализа рынка не соответствуют реальной картине,
А также, если бизнес-план не учитывает перспективу (создан для короткого временного промежутка – менее года).
Подборка советов
Создавая план, нужно учитывать то, что его оптимальный объем до 20-25 страниц.
Резюме также не стоит слишком растягивать, в нем нужно описать основные нюансы без воды и «лирических» отступов.
Работая над обзором и анализом рынка, нужно следить за достоверностью используемых данных, они должны быть взяты из проверенных официальных источников, которые соответствуют реальной картине.
То же самое касается и описания финансовой составляющей.
Не забывайте, что бизнес-план пишется «на будущее», поэтому желательно показатели для первого года разбить на месяцы, для второго года – на кварталы, и только с третьего делать годовой расчет.
Важно трезво оценить риски, связанные с реализацией продукта или услуги, не нужно подавать инвестору идеальную картинку, ведь если опасности есть, они обязательно всплывут. Идеальное решение – сразу предусмотреть риски и найти пути их предупреждения (решения).
Теперь можно приступать к созданию своего бизнес-плана, главное помнить, что он должен четко давать ответ на вопрос: «А стоит ли вкладывать деньги в эту идею, насколько она перспективна в плане окупаемости затраченных средств?».
В этом видео вы узнаете, как написать жизнеспособный бизнес-план: