Исследовательская деятельность – это комплекс мероприятий, реализуемых некоторым лицом или их группой для достижения определенных целей. В образовательном процессе исследовательские процедуры практически всегда присущи составлению и оформлению учебных работ. Большинство из них в обязательном порядке должны содержать предмет исследования.
Подробней именно об этом понятии, особенностях его отражения в документах и отличиях от других пунктов работ поговорим сегодня. Уверяем, представленный материал будет полезен всем читателям.
Что такое предмет исследования
Документы, отражающие результат какой-либо исследовательской деятельности, имеют множество пунктов и подпунктов. Их отражение в подобных работах является некоторой аксиомой в образовательной и научной сфере.
Так, работая над дипломом, курсовой или диссертацией, студент просто обязан составить и грамотно отразить вступление. Именно в этом пункте научных работ отражает предмет исследования, который рассматривается в настоящей статье.
Что же собой представляет этот подпункт исследовательских документов?
Говоря простыми словами, предмет исследования – это конкретизированная область, изучаемая и рассматривая в процессе реализации исследовательской деятельности. По сути, предмет исследования является некоторым вопросом, на который дает ответ студент или ученый в своей работе.
Такая формулировка не просто отражает реальное положение дел, но и дается многими преподавателями, научными кураторами и подобными лицами при разъяснении рассматриваемого понятия.
Предметом исследования в соответствующих документах представляют свойство объекта, поддающегося изучению. Умение разграничивать понятия предмета и объекта исследования во многом определяет компетентность исследователя, а также грамотность итоговой работы.
Приступая к составлению и оформлению научного документа, важно четко ответить на вопрос – «Что же конкретно поддается изучению?». Именно ответ на него и станет предметом исследования.
К слову, им могут являться определенные процессы, события, явления, взаимоотношения, проблема, область проблематики и подобные вещи.
Различия между объектом и предметом исследования
Для конкретизации вышеизложенного уделим пристальное внимание различиям между упомянутым объектом и предметом исследования.
В первую очередь, дадим максимально простые понятия данным определениям:
- Объект исследования – это реальное явление или реальная вещь, существующие в мире. На их изучение направлена исследовательская деятельность, отражаемая в работе. То есть объект исследования – это общая область познания, поддающаяся обработке со стороны исследователя.
- Предмет исследования – это конкретизированное свойство объекта, являющееся основным к рассмотрению и детальному изучению в настоящей работе. Естественно, охватить весь объект исследования в рамках одной исследовательской деятельности нереально. Именно поэтому при ее реализации важно разделить область деятельности (объект) и конкретную ее часть, поддающуюся изучению (предмет).
Резюмируя и обобщая отмеченные определения, констатируем: объект исследования – это все те моменты, которые изучаются в работе, а предмет – конкретизированное свойство объекта, изучающиеся более профильно и подробно.
Окончательно понять всю разницу между объектами и предметами исследования помогут примеры.
В качестве них возьмем:
- Курсовую работу по дисциплине «Экономика». Объект исследования в ней является изучение экономики страны, а предметом – влияние малого предпринимательства на данную экономику.
- Диплом микробиолога, объектом исследования в котором считается обширная тема «Бактерии», а предметом – процесс жизнедеятельности таковых.
- Диссертацию кандидата в степень ученого по специальности «Психолог» на тему «Личность несовершеннолетних лиц». Объект исследования в данной работе – непосредственно личность несовершеннолетних лиц, а предмет – психологическая специфичность этих личностей.
В принципе, все предельно просто к пониманию. Главное – выделить область работы и ее направленность в процессе исследовательской деятельности. После этого определить объект и предмет работы будет несложно.
Предмет исследования в курсовой работе
Существенных отличий в плане выбора и отражения предметов исследований разные научные документы не имеют. В курсовой работе данное понятие полностью соответствует рассмотренным выше положениям.
Для грамотного отражения предмета исследований при курсовой исследовательской деятельности следует:
- четко определить объект исследований. Как было отмечено выше, он представляет собой обобщение той сферы, того явления или иной вещи, которые освещаются в конкретной работе. Естественно, предмет исследования не может находиться вне его объекта. Так, выбирая в качестве объекта деятельности автомобилестроение, нельзя отражать предмет в виде корабельного судна. В данном примере различия между объектом и предметом исследований прослеживаются четко. Допускать нечто подобное в курсовых работах недопустимо,
- выделить предмет исследования. Профильных рекомендаций по его выбору давать не требуется. Об этом уже было упомянуто в предыдущем пункте списка. Главное при выборе предмета исследования – не забывать, что он является некоторой составной частью объекта исследовательской деятельности и никогда не выходит за пределы такового,
- проверить, является сфера объекта исследований шире сферы их предмета. Если это не так – значит, где-то была допущена ошибка. Помните, что предмет – составная часть объекта исследований, вследствие чего он никак не может быть уже него в плане комплексного рассмотрения.
Отражается предмет исследовательской работы в ее вступлении. Точные требования к его оформлению и отражению в итоговом документе нужно уточнить у лица, принимающего и проверяющего итоги исследования (зачастую им является преподаватель).
Как правило, кураторы научных работ требуют от исследователей качественного, но лаконичного отражения материала.
Конечно, о грамотности с точки зрения языка и науки забывать недопустимо.
Предмет исследования в дипломе
При оформлении диплома определять объект и предмет исследований важно не только с точки зрения документального оформления работы, но и относительно ее общей реализации.
Многие студенты отмечают, что правильная трактовка данных понятий существенно упрощает исследовательскую деятельность и ускоряет создание диплома.
Общие принципы отражения предмета исследований в дипломных работах полностью аналогичны упомянутым ранее:
- во-первых, предмет неотделим от объекта, так как он является его субсвойством, субчастью.
- во-вторых, предмет исследований должен быть уже объекта в контексте общего рассмотрения, что «вытекает» из предыдущего пункта списка.
Так как темы дипломных работ представляют собой очень широкие сферы изучения, важно уметь грамотно определять их объект и предмет.
Допустим, программисту дают тему диплома – «Программирование в компьютерных системах». Не нужно быть специалистом, чтобы понять обширность этой ниши. Обычно объект исследований и есть тема диплома, поэтому к выбору предмета деятельности важно подходить с должным уровнем ответственности.
Как правило, он предоставляется куратором научной работы. Но если предмет исследований потребуется определять самостоятельно, то нужно выбирать субчасть объекта, довольно-таки узкую в плане рассмотрения.
То есть, при объекте исследований – «Программирование в компьютерных системах», для хорошего диплома следует выбрать, например, программирование в прикладных средах. Выбрав слишком широкий предмет исследований, исследователь рискует не справиться с работой.
Особенно важно учитывать это именно при работе над дипломом.
Предмет исследования в диссертации
В завершение сегодняшней статьи вкратце поговорим о предмете исследования в диссертациях.
Принципы его отражения в работе ничем не отличаются от описанных для диплома или курсовой. Общий концепт выбора и оформления предмета исследований идентичен.
При проверке диссертационных работ комиссия определяет соответствие резюмированного паспорта работы, в основе которого лежат именно объект и предмет исследовательской деятельности, и ее результатов.
Если будут иметься какие-либо различия, «защититься» не удастся.
В плане диссертаций грамотность оформления объектно-ориентированных свойств работы крайне важна, поэтому к составлению ее основы в виде вступления необходимо подходить максимально ответственно. Каких-либо других особенностей в контексте предмета исследований диссертации не имеют.
При полном соблюдении принципов его отражения в итоговом научном документе и грамотности оформления такового можно рассчитывать на успешную защиту работы.
В этом видео вы узнаете о том, что такое аспирантура и кандидатская диссертация:
Пожалуй, на этом по теме сегодняшней статьи можно завершать повествование. Как видите, ничего сложного в понятии «предмет исследований» нет. Надеемся, представленный материал помог разобраться с данным определением всем читателям и будет полезен в оформлении научно-учебных документов. Удачи вам во всех начинаниях!