Заочная форма образования это своеобразный бизнес для преподавателей. Представим ситуацию, когда вуз принимает только самых умных и только на бюджет. Что делать всем остальным? Ведь есть люди, которые занимаются только тем, что им нравится. Они достигают больших успехов в одной сфере все остальное их просто не интересуют.
Такими в свое время были Билл Гейтс и Пол Аллен, которые учась в привилегированной школе, умудрялись проводить все время за компьютерами, создавая языки программирования. Результат им запрещали работать с компьютерами за удачный взлом системы. По грамматике и общественным наукам будущие миллиардеры получали двойки, но хорошо справлялись с математикой и программированием.
Вывод: таким людям необходимо давать заниматься своим делом. С их помощью прогресс движется вперед. Но излишне бюрократическая система приема в высшие учебные заведения пытается уравнять всех, не учитывая индивидуальных склонностей к определенным видам деятельности.
Бизнес на образовании
Было бы логичней предположить, что платно должны учиться очники, так как они отнимают время преподавателей, живут в общежитии и пользуются коммунальными услугами, изнашивают предметы интерьера в аудиториях и учебное оборудование.
Но происходит следующее:
- Очное отделение набирает 1 часть студентов на бесплатное обучение, а 2 части на платное. При этом университет сам устанавливает цены.
- Платно учатся заочники и дистанционщики. Получить высшее образование заочно бесплатно невозможно. Есть уже первые пробные варианты перехода заочников на бюджет, но массовости эта система еще не обрела.
При таком подходе высшее учебное заведение может спокойно существовать без государственных дотаций. Многие придумали себе еще один вид заработка дистанционные или вечерние курсы, которые ведут преподаватели вуза. Теперь разберемся: хорошо это, или плохо?
Что такое хорошо и что такое плохо в образовании
Если на минутку представить, что полноценное образование получали бы только избранные, то есть те, кто хорошо учился в школе и закончил ее с золотой медалью, то даже для хорошистов не нашлось бы места в высшем учебном заведении. Специалистов становилось бы все меньше и меньше. Учитывая тот факт, что не все сразу находят свое призвание, то работать было бы просто некому.
Поэтому система образования дает возможность всем попробовать себя в какой-либо профессии. Не получилось с первого раза пробуем дальше. Но государство не в состоянии вечно учить одного человека. Он должен работать и делать отчисления в пенсионный фонд, чтобы было с чего жить после выхода на пенсию. Поэтому второе образование, заочное и дистанционное должны быть платными.
То, что сейчас некоторые вузы проводят эксперимент с переходом на бесплатное заочное отделение, говорит о том, что они испытывают недостаток в студентах. Из-за этого нагрузка у преподавателей падает, они идут в другие университеты или открывают какие-то свои курсы, чтобы поддержать себя финансово. В результате лучшие преподавательские кадры вуз теряет. От этого страдает уровень подготовки студентов, и другие не хотят поступать. Вот учебное заведение и предпринимает шаги, чтобы сохранить набор и привлечь абитуриентов. Вуз не заработает лишние деньги, но сохранит структуру в целости.
В советское время спрос превышал предложение: количество желающих получить высшее образование было в несколько раз больше, но не все проходили по конкурсу. Среди них были люди, которые могли бы хорошо учиться, но им не дали такого шанса. У многих финансовое состояние позволяло оплачивать учебу официально, но раньше не было платных факультетов. Поэтому процветала коррупция и в высшие учебные заведения попадали люди, у которых были связи и большие деньги. Это не лучший вариант ни для учебного заведения, ни для людей.
Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. Хочет человек получить юридическое образование заочно платит деньги и учится в меру своих возможностей. На работе все равно придется практиковаться и осваивать определенные навыки. Обычно учебные программы вмещают гораздо больше информации, чем нужно будет применять на практике. Поэтому даже самому интеллектуально ограниченному человеку под силу научиться делать определенный объем работы.
Заочное педагогическое образование сейчас могут получить все желающие без отрыва от рабочего места. Введен новый закон в школе не имеют права работать люди без высшего образования. Это касается и тех, кто давным-давно окончил педагогическое училище и уже не собирался учиться.
Что делать, если денег не хватает и работу бросать нельзя, но доучиваться надо, потому что до пенсии осталось немного? Приходится поступать в вуз заочно.
Заочная форма образования стоит в два, а то и в три раза дешевле. Человек может себе позволить учиться дома самостоятельно и приезжать на сессию два раза в год. Грамотные люди этот момент просчитали и установили демократичную стоимость, чтобы всем было хорошо. В результате студент получает диплом, а учебное заведение деньги.
При нынешних ценах на жизнь обычному человеку оплачивать образование очень сложно, но получать его как-то надо. Спрос рождает предложение, но оно платное, как в случае любого бизнеса. Дефицита учебных заведений сейчас нет, поэтому многие стремятся этим воспользоваться и поднять свой статус. Это психологический момент, но менеджмент от образования также просчитал желание людей иметь диплом. Это, скорее, мода, чем потребность. Многие родители настаивают на получении образования своими детьми, потому что в свое время не смогли его получить.
Дистанционное обучение: почему нет бюджетных мест?
Потому что это еще один вид бизнеса. Причем его можно назвать идеальным вариантом. Считаем: если на платном отделении учится очник, то большая часть его денег уходит на него же самого. Это оплата труда преподавателей, пользование оборудованием, исходящими учебными материалами, оплата персонала вуза.
Если деньги платит дистанционщик, то учебное заведение имеет ту же прибыль, что и с очника. Потому что для дистанционного обучения нужен работающий сервер и пара часов работы преподавателей для консультаций. Человека нет в учебном заведении, он не платит персоналу, но деньги в вуз идут из его кармана. Ни один университет не откажется от такого легкого заработка.
Но каждый вуз обязан поддерживать статус своих выпускников. Здесь в выигрыше оказываются рейтинговые вузы, которые ведут жесткий отбор даже на заочную и дистанционную формы. Остальным важнее что-то заработать и направить средства на улучшение внешнего вида заведения, премии сотрудникам, закупку оборудования и многое другое. Ведь государство не слишком вкладывается в образование, вот и ложится проблема на плечи ректора и его подчиненных.
Если государственные вузы подрабатывают заочкой и дистантом, то о частных университетах и говорить нечего. У них все обучение платное: и очное, и заочное, и дистанционное. При этом частные вузы охотнее организовывают у себя дистанционное обучение, чем заочный факультет, потому что расходов на дистанционщиков гораздо меньше, а диплом тот же. Поэтому совет для всех абитуриентов: объективно оценивать вуз перед поступлением.