Личность человека начинает свое формирование с первых лет жизни. В младшем возрасте появляются первые представления о мире, людях, человеческих ценностях. Отдавая детей в детский сад, родители хотят, чтобы эти знания давались детям качественно, компетентно и доступно. Для этого существует отдельная ступень в государственном образовании 一 дошкольная. Ее деятельность регулирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) с рекомендациями, правилами и принципами.
Структура дошкольного образования
Более 60 % детей посещает детские сады. Дошкольные учреждения, ясли, развивающие центры становятся необходимыми для молодых семей. Пребывание ребенка в руках опытных педагогов позволяет родителям уделять больше времени работе или учебе. В России для этого существует хорошо организованная система дошкольного воспитания. Исходя из особенностей детей, предпочитаемого вида развития выделяют следующие типы заведений:
- Общеразвивающие детские сады. Наиболее распространенный вид. Здесь уделяется внимание разным направлениям развития 一 это интеллектуальное, художественное, физическое.
- Детские сады компенсирующего вида. Предназначены для работы с детьми с нарушениями развития: психическими, речевыми, физическими и др.
- Оздоровительные сады. Ключевая роль в таких учреждениях отводится физическому воспитанию, закаливанию, общеукрепляющим здоровье процедурам.
- Комбинированные учреждения. Универсальный детский сад, подходящий детям с разным уровнем развития. На базе таких садов есть обычные группы и группы для детей с отклонениями.
- Центр развития ребёнка. В таких учреждениях в одинаковой степени проводятся оздоровительные, интеллектуальные, физические, психические программы. Главная цель 一 р ностороннее воспитание и раскрытие потенциала воспитанников.
Таким образом, выбор детского сада будет зависеть от особенностей здоровья ребенка и целей, которые ставят перед ним родителей.
Принципы дошкольного образования по ФГОС
До 2013 года понятия «дошкольное образование» как такового не было. Детские сады, ясельные группы занимались присмотром за детьми без каких-либо государственных программ по развитию. Но с недавнего времени обучение детей и их подготовка до школы считается первой ступенью в образовании. Это регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС), вступивший в силу с октября 2014 года. По стандарту среди принципов образования дошкольников можно выделить:
- Сохранение атрибутов детства. Воспитанник в саду должен играть, общаться, познавать мир. Педагоги помогут в разнообразии активного времяпровождения.
- Учитывание индивидуальности детей. Воспитатели помогают выявить способности и создают необходимые условия для их развития.
- Признание самостоятельности малыша и сотрудничество. Ребенку важно самому выбрать род игр, партнера, а педагог призван ему в этом помочь.
- Подкрепление инициативы. Дети не любят скучать, они всегда активны. Поэтому взрослым следует поощрять их занятия, но учитывать при этом возраст.
- Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Гармоничное развитие детей зависит от согласованности действий родителей и воспитателей.
- Знакомство с традициями, общественными и семейными. В саду закладываются основы морали, нравственности, патриотизма.
- Сохранение познавательных интересов. В раннем возрасте важно создать среду, в которой дети сохранят интерес к знаниям и дальнейшему обучению.
- Соответствие возрасту. Деятельность в садах должна быть организована с учетом возраста, развития, способностей ребят.
- Культурное развитие. Приобщение детей к культурным ценностям, обычаям и традициям способствует гармоничному развитию человека.
Педагогический коллектив дошкольных заведений должен соблюдать принципы ФГОС для грамотного и всестороннего развития воспитанников вне дома.
Главные цели и задачи дошкольного образования
Разработка ФГОС велась для систематизации воспитательного процесса дошкольников. Оно не содержит обучения письму, чтению, выставления оценок. Главной целью является выпустить из детского сада здорового, гармонично развитого, воспитанного маленького человека, готового к школьной жизни. Для этого в садах программа построена таким образом, чтобы соответствовать подходам к начальному школьному образованию.
Цели стандарта определяют особенные задачи в раннем образовании:
- следить за здоровьем детей,
- исключить зависимость обучения от гендера, проживания, нации, особенностей физического здоровья,
- подготовить малышей (при взаимодействии со школой), чтобы они были готовы к дальнейшему обучению,
- обеспечить условия для развития индивидуальности,
- основываться на нравственных, культурных ценностях, правилах общественной жизни,
- формировать общую просвещенность детей, воспитывать физические, интеллектуальные, эстетические качества,
- поощрять разнообразие видов деятельности в саду,
- обеспечить необходимыми социокультурными условиями для разностороннего развития,
- поддерживать семьи, проводить мероприятия по совершенствованию знаний родителей о развитии, воспитании детей.
В совокупности, цели и задачи образования дошкольников一 это основа гармоничного развития воспитанников в детских заведениях.
Принципы дошкольного инклюзивного образования
Все дети без исключения нуждаются в хорошем образовании. Это подтверждает один из главных принципов, гарантированных на законодательном уровне 一 оступность учебы для каждого ребенка, в том числе для детей с патологиями. Государством предусмотрена специальная программа по воспитанию и обучению ребят с особыми нуждами. Она базируется на принципах инклюзивного образования, закрепленных еще в 1994 году.
- Принцип равноценности всех детей. Значимость маленького человека не зависит от его способностей, достижений, умений. Люди с любыми особенностями нуждаются в одинаковом отношении.
- Принцип индивидуального подхода. Педагогам следует выбирать такие формы деятельности, которые будут понятны детям с теми или иными особенностями. При этом малыш должен чувствовать себя самостоятельной личностью.
- Принцип поддержки инициативности. Дети с нарушениями хотят чувствовать значимость и самостоятельность. Взрослые должны поощрять начинания детей, чтобы они во взрослом мире смогли ощущать себя личностями со своими границами и возможностями.
- Приинцип активного взаимодействия. Вовлечение в образовательный процесс родителей, других детей, педагогов способствует гармоничному развитию детей. Совместные мероприятия, игры, праздники позволяют им сформировать понятие об общественной социальной жизни.
- Принцип междисциплинарности. По причине разнообразия характеристик детей возникает необходимость использовать разные подходы к образованию. В группе могут работать разные специалисты от воспитателя до дефектолога. Педагоги могут использовать несколько вариантов работы.
В детских образовательных учреждениях, в которых воспитываются особенные малыши, придерживаются этих правил. Таким образом поддерживается социальная значимость и важность инклюзивного образования.
Требования к дошкольному образованию
Детские образовательные учреждения в строгом порядке подчиняются ФГОС. Стандарт устанавливает основные правила к обучению воспитанников. В частности, государством регламентируется структура программы, условия ее выполнения и итоги освоения.
Требования к структуре образовательной программы
Программа в садах должна обеспечивать все аспекты развития ребенка. Дети должны получать:
- социально-коммуникативные навыки для корректного общения со сверстниками, взрослыми, родителями,
- познавательный интерес, чтобы сохранять и развивать свою любознательность, стремление к новому,
- художественное развитие в рамках знакомства с различными формами искусства (музыка, пение, танцы, рисование),
- речевые навыки для обогащения словарного запаса, способности изъясняться, раскрепощаться при диалогах и монологах,
- физическое воспитание для поддержания здоровья ребенка, повышения его выносливости, силы, координации и гибкости.
Требования к условиям реализации программы
В детских учреждениях должны соблюдаться определенные нормы для безопасного и эффективного нахождения воспитанников:
- грамотная образовательная среда (доступность образования, благополучие малышей, сохранение здоровья, сотрудничество с семьями),
- корректные психоэмоциональные условия (уважение, поддержка, защита детей, использование соответствующих возрасту и развитию форм работы с ними, поощрение инициативы, постоянное взаимодействие с родителями и детьми),
- компетентные специалисты (педагоги, воспитатели, тренеры должны обладать соответствующим образованием),
- качественные материально-технические условия (сюда входит соответствие санитарным, пожарным нормам, использование безопасного оборудования),
- финансовое благополучие (бюджет учреждений должен быть сформирован так, чтобы могли выполняться все необходимые по программе требования).
Программа дошкольного образования заканчивается для ребенка, когда он выпускается из детского сада. Цель государственной программы с ее стандартами и принципами 一 выпустить здорового, инициативного, любознательного, доброжелательного маленького человека, готового к дальнейшему обучению и познанию мира.
О том какими знаниями и навыками должен обладать дошкольник вы узнаете из видео.