Различные подходы к классификации методов обучения, способы мотивации и стимулирования

Разнообразие принципов и подходов к классификации методов обучения, создает почву для различных педагогических дискуссий во всех странах. Мировая и Российская система образования предпринимают много усилий по разработке и классификации обучающих методик. 

Метод – это универсальная категория, обладающая признаками, которые характерны для конкретной классификации.

Трактовка понятия «метод обучения»

различные подходы к классификации методов обученияОсновополагающими группами методик обучения являются:

  1. Процесс обучения,
  2. Воспитательный процесс,
  3. Все виды педагогических исследований.

Формирование метода занимает продолжительное время. Преподавание с давних времен изначально строилось на принципе повторения или подражания. Затем, с появлением образовательных заведений, в помощь учебному процессу добавился словесный метод. Форма устного изложения продолжительное время использовалась как основной способ подачи материала, пока в помощь не пришло печатное слово. Информация в устном и печатном виде, в совокупности с повторением, стали основоположниками методик преподавания.

Основываясь на особенностях развития личности, педагогом Я.А. Коменским выделены несколько основополагающих закономерностей:

  • учебный процесс необходимо планировать с учетом возраста и возможностей учащихся,
  • учебный процесс строится по принципу от простого к более сложному заданию,
  • словесная методика преподавания должна сочетаться с наглядной информацией.

Эти закономерности положили начало формированию и развитию методов образовательной среды.

Основоположник педагогики в России К.Д. Ушинский разработал действенный способ обучения – систему взаимодействия педагога и ученика. Проведенные научные исследования истории формирования обучающей среды, позволяют сделать вывод, что на способ преподавания оказывает прямое влияние поставленная цель. Выбор методики зависит от следующих составляющих:

  • вида деятельности субъекта,
  • обучающей составляющей,
  • структурной формы взаимодействия.

Опираясь на многолетние исследования педагогов, выделены следующие трактовки методов обучения.

  1. Метод – инструменты и способы управления процессом, направленным на формирование личности или группы учащихся. Результат взаимодействия, достигнутый при помощи особенностей форм и структуры предмета.

В этом случае акцент делается на управление знаниями учащихся при помощи различных приемов. Современная образовательная среда считает приоритетным направление самостоятельного выполнения учащимся заданий: умение добывать информацию, выбирать нужную среди насыщенного потока и извлекать необходимые сведения.

  1. Метод – это система последовательного взаимодействия двух участников обучающего процесса: учителя и ученика, для достижения усвоения образовательных программ.

Эта трактовка указывает четкое направление по достижению участниками образовательного процесса единой цели.

Классификации методов обучения

Педагогами разных времен выделено много классификаций образовательных методик, они имеют подтверждающие аргументы и обоснования, основываются на личном опыте авторов. Каждая модель обладает признаками, характеризующими группу. Вот несколько основных:

По источникам информации и способу получения знаний

Авторами классификации Н.М. Верзилиным, И.Т. Огородниковым, Д.О. Лордкипанидзе, названы признаки группы, включающие следующие педагогические приемы:

  • Словесное, «живое» взаимодействие учителя и ученика — объяснение материала происходит устно, в форме беседы, лекции или дискуссии.
  • Наглядное изложение — сопровождается показом иллюстраций, макетов, плакатов.
  • Практическая отработка теоретических знаний — при помощи оборудования и устройств.

По дидактическим задачам

Авторы Б.П. Есипов, М.А. Данилов разграничили порядок и очередность способов получения знаний на различных этапах занятия:

  • Добыча новых теоретических знаний.
  • Этап формирования умений.
  • Практическое закрепление теории.
  • Творческий подход.
  • Актуализация знаний.

По виду познавательной деятельности

приемы и методики ведения занятийАвторами И.Я. Лернер и М.Н. Скаткиным было акцентировано внимание на познавательных способностях, степени самостоятельности учеников. Способы обмена информацией на учебных занятиях:

  • объяснительный,
  • иллюстративно-информационный,
  • репродуктивный и поисковый,
  • проблемный,
  • исследование.

По сочетанию методики преподавания

Автором М.И. Махмутовым в этой классификации рассмотрена возможность сочетания несколько приемов:

  • различные формы изложения нового материала,
  • способы обучения.

По структуре ведения занятий

Автором Ю.К. Бабанским классифицированы:

  • Учебно-познавательная деятельность — проводится в формах: устной, наглядно-практической, репродуктивно-поисковой.
  • Самостоятельное изучение под контролем учителя.
  • Мотивы и стимулирование — поощрение стремления к обучению, повышение ответственности.
  • Контроль учителя в разных формах (устный, письменный, лабораторно-практический).
  • Самоконтроль ученика.

Виды мотивации и стимулирования обучения

В любой деятельности человека не обойтись без поощрения. В процессе учения это один из первых двигающих факторов к успеху. Стимулы и мотивы, необходимое условие, чтобы развить у обучающихся:

  • интерес познавать новое,
  • потребность получения новых знаний,
  • чувство долга, ответственность.

При формировании способов мотивации, педагоги применяют разнообразные приемы и методики ведения занятий, от словесных и поисковых до продуктивных форм. Причем на одном занятии применяется не один вид, а сочетаются сразу несколько, для того чтобы заинтересовать обучающихся и повысить качество восприятия материала. Но, наряду с разнообразием видов и форм обучения, самым действенным способом мотивации остается единство совместной работы преподавателя и учеников. Стимул педагога плюс мотив обучающегося – вот формула успеха.

Слово «мотив» подразумевает стимул, побуждение или причину выполнять те или иные действия. Мотивация имеет внутренние и внешние причины.

Внутренняя мотивация – основывается на желании узнавать новое, активном интеллекте и стремлении быть лучшим среди других. Внешняя мотивация базируется на связи с внешней средой. Все виды мотивов и стимулирования можно разделить по цели, формирующей: 1) познавательный интерес, 2) чувство ответственности и долга в учебе.

Познавательный интерес, способы формирования

различные подходы к классификации методов обученияИнтерес является началом обучения, он сопровождается положительными эмоциями, желанием познать новое. Захватывающая тема вызывает приятное эмоциональное напряжение: волнение, радость, удивление. Мышление, память и внимание работают эффективнее, чем при изучении скучного и однообразного материала. Если в этот момент упростить задания, тем самым снизив темп изучения, познавательный задор будет потерян. Многократное повторение одних и тех же тем, с целью закрепления изученного материала, так же приведет к утрате познавательного азарта.

Методы обучения, формирующие познавательный интерес:

  • обратная связь – дискуссия, семинары, диспуты,
  • имитирование жизненных ситуаций,
  • дидактические игры и прочее.

Главное условие выбранных форм — они должны заинтересовать ученика и вызвать положительные эмоции. Ярким примером этого считается проблемное изучение материала. Ситуации, в которых есть возможность применить наработанные навыки, использовать творческий подход – это дидактические игры. Они классифицируются на следующие виды:

  • ролевые,
  • деловые,
  • организационно-деятельные,
  • компьютерные,
  • прочие игры.

В зависимости от возраста учащихся, изучаемой дисциплины, игры имеют разные названия, уровень сложности и тематическое содержание, но главный игровой принцип сохраняется везде. Участники получают роли, начиная от сказочных персонажей и заканчивая имитацией производственных ситуаций, задания, которые они должны выполнить. Дидактические игры активизируют внешние и внутренние стремления игроков на выполнение задания, формируют личность.

Чувство долга, ответственность

Чувство долга и ответственности занимают важное место в жизни каждого человека. Во многом от этого зависит успех, как в период учебы, так и в других жизненных ситуациях. Объяснить важность ответственного отношения к порученному делу и выполнению обязательств в учебе должен преподаватель, при этом учесть главные принципы:

  • подавать положительный пример,
  • приводить весомые доводы, мотивацию,
  • приучать к выполнению требований,
  • создавать благоприятную среду общения,
  • находить правильные решения,
  • контролировать решение задач,
  • вручать благодарности, поощрения, награды.

Чувство долга и ощущение ответственности вырабатывается во взаимосвязанном обучающем и воспитательном процессах. Перед учащимися должны ставиться реальные задачи, с назначением ответственных лиц за выполнение, контролировать и поощрять тех, кто справился с поставленной задачей в установленные сроки. Неудачи анализируют, выясняют причины, устанавливают новые сроки для исправления ошибок, ставят более четкие цели.

Учащийся должен знать, что у него есть шанс и возможность исправить допущенные ошибки на следующем занятии. 

Методы, приемы и средства обучения

Метод — это сочетание способов, приемов, средств для организации занятия. В большом количестве педагогической литературы, невозможно найти единого мнения по способам и методам ведения уроков. Вот несколько наиболее распространенных:

  • урок — устное изложение материала (лекция, беседа, дискуссия),
  • наглядно-демонстрационный урок (работа с наглядными пособиями, учебниками, демонстрацией, иллюстрацией, видео-материалом),
  • практическая часть урока (решение упражнений, лабораторные опыты и практическая работа),
  • контролирующий этап (все виды контроля, включая опрос, контрольные работы, программный контроль, тестирование),
  • творческая часть (доклады, сообщения, рефераты, игры и прочее).

Перечисленные методики не содержат все известные виды, многие применяются в сочетании.

Приемы обучения – без них не может существовать и реализоваться на практике ни один метод.

Например, метод работы с учебным пособием содержит приемы:

  1. чтение — вслух или про себя,
  2. составление плана и конспекта,
  3. пересказ,
  4. выполнение письменных заданий по тексту,
  5. ответ на контрольные вопросы,
  6. работа с цитатами и т. д.

Одни и те же приемы применяются в разных методиках, вариации зависят от содержания образовательной дисциплины и фантазии преподавателя. Для выполнения требований учебных планов образовательных стандартов, необходим набор обучающих средств, чтобы наполнить занятие наглядными и техническими элементами. Выделяют материализованные и материальные виды.

Материальные средства – это предметы, устройства, при помощи которых педагог передает информацию ученикам:

  • книги, учебники, методические пособия и книжные издания,
  • макеты, стенды, наглядная информация,
  • дидактические задания, инструкционные карты,
  • технические средства обучения (ТСО),
  • прочее виды.

различные подходы к классификации методов обученияМатериализованные средства – набор физических возможностей человека для передачи информации:

  • поставленный голос и грамотное речевое изложение,
  • сопровождение рассказа жестикуляцией и приятной мимикой,
  • разная деятельность.

Обучающие средства имеют отличительные особенности функций, обуславливающий выбор:

  • несущие информацию (видео, презентация, книга, мультимедиа проектор, компьютер, оборудование),
  • интегративные (учебные приспособления, лабораторное оборудование, позволяющее рассмотреть изучаемый вопрос глубоко и с разных сторон),
  • компенсирующие – облегчают построение процесса учения, достижения целей без лишних временных затрат,
  • адаптивные – возможность обучать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников, организации демонстраций материала и самостоятельной работы, дифференцирования занятий.

Условия выбора методов и средств обучения

Из списка методов и средств нельзя назвать хотя бы один универсальный или лучший. Условиями выбора считаются следующие аспекты:

  • общие цели – образовательные, воспитательные, развивающие,
  • особенности содержания и требований изучаемой дисциплины,
  • цели и задачи конкретного урока,
  • время на освоение материала,
  • возрастные особенности обучающихся,
  • уровень подготовки учеников,
  • материальное оснащение образовательного учреждения, наличие технических средств обучения,
  • профессиональный уровень мастерства преподавателя.

Учитывая условия выбора, учитель составляет новую модель действий на каждом этапе обучения. Индивидуальный подход с использованием набора методов, приемов и средств для достижения целей по формированию знаний, умений и навыков. Реальное преподавание заключается не в умении распределять методы по классификациям и группам, а практическое их применение. В настоящее время система образования владеет большим спектром современных технических средств обучения, которые помогают сделать изучение дисциплин качественным и интересным.

Разнообразие принципов и подходов к классификации методов обучающей среды дает возможность детально разобраться в формах и приемах, выделить нужные виды для конкретных этапов образовательного процесса. Методы обучения дополняют друг друга, они актуальны в каждом направлении учебной деятельности.

Чем масштабнее будут исследования на тему способов организации образовательного процесса, разработки новых методов и форм ведения занятий, тем больше будет найдено вариантов достижения главной цели педагогики – формирования личности подрастающего поколения и реализации в обществе.

Эффективные методы обучения и понимания информации в следующем видео:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: