ДО и познавательный процесс студентов – а есть ли он?

Дистанционное обучение самый перспективный вид образовательных услуг, предоставляемый высшими учебными заведениями, а с некоторых пор и колледжами. На эту тему уже написано большое количество диссертаций и проведено множество исследований. Но что же является ключевым моментом удаленного образования? Как выяснилось это сохранение и развитие познавательного интереса студентов, другими словами мотивация.

Второй вопрос, также заслуживающий внимания это соединение педагогических и технических методов: каким образом скомбинировать те и другие, чтобы в процессе обучения студент не потерял интерес к накоплению знаний и к реализации их в практической деятельности.

Роль преподавателя в процессе дистанционного образования

Авторы научных разработок предлагают разные подходы для дистанционного образования студентов высших учебных заведений. Одни склоняются к тому, что педагог должен принять на себя роль наставника и всячески контролировать учебную деятельность студента.

Это в какой-то мере ограничивает самостоятельность человека и не способствует его профессиональному росту. Конечно, никто не запрещает студентам искать какие-то новые пути и интересные решения, при желании они будут это делать дома. В таком случае отпадает необходимость уделять много времени одному человеку.

Второй вариант дать волю студентам и помогать только в случае крайней необходимости. Это также нельзя считать полноценным подходом, так как не каждый человек способен вовремя заметить ошибку или пробел в знаниях (если бы он его заметил, то исправил бы сам). Иногда студент стесняется лишний раз тревожить преподавателя, а тот, в свою очередь, не знает, что не понял конкретный человек. Поэтому возникает пробел в усвоении знаний.

В другом случае при отсутствии контроля и навязчивых вопросов преподавателя может возникнуть ощущение, что дистанционное образование это легкий процесс и не нужно прилагать усилий. Постепенно исчезает тот самый важный компонент познавательный интерес со стороны студентов.

Поэтому единственно верным является избирательный подход периодический контроль и проверка уровня знаний. Индивидуальный подход считается самым конструктивным методом, при котором реально достичь высоких результатов.

Роль студента в обучении активная или пассивная

В период изучения методов дистанционного и заочного обучения ученые пытались определить роль студента в процессе образования. Здесь тоже все не так просто. Одни люди самостоятельно занимались собственным профессиональным развитием, другим требовался толчок в виде нагоняя от преподавателя, третьи подстраивались под определенную ситуацию: надо учить учим, есть возможность отдыхать отдыхаем.

И снова индивидуальный подход является ведущим методом, но чтобы его реализовать, необходимо знание психологии преподавателями и умение правильно настроить отношения с каждым студентом. К сожалению, это доступно очень маленькому числу преподавателей. Таких называют учителями от Бога.

В зависимости от уровня познавательного интереса студента формируется его роль активная или пассивная.

Для этого нужно хорошо поработать перед поступлением в университет, как делают это коллеги из западных стран в общеобразовательных школах. В российских школах пока еще слабо развито профессиональное ориентирование учащихся старших классов, а поступление в вуз считается эталоном.

В этом плане Финляндия считается самой прогрессивной страной если у школьника нет каких-либо особых талантов или желания учиться дальше, он еще в школе получает рабочую специальность и после окончания идет на производство. Это не считается низким уровнем развития и человек не истязает свою психику он пользуется тем, что ему дала природа.

Если не придерживаться права выбора студентом учебного заведения, то даже высшее образование дистанционно, с учетом его преимуществ и стоимости, будет человеку не интересно. Говорить о познавательном интересе не имеет смысла, так как вектор развития изначально выбран неверно. Здесь не помогут ни технологии, ни развитые педагогические методики, потому что у человека не будет мотивации заниматься.

Технологии их роль в образовательном процессе

Электронное обучение это компьютеризированный процесс, поэтому человек должен быть готов воспринимать информацию через общедоступные способы электронная почта, мессенджеры, комнаты для вебинаров, электронные библиотеки. Все это возможно в рамках одной большой технологии сети интернета.

Именно технологические решения помогают привлечь максимальное число студентов, так как рассчитаны на визуалов, аудиалов, дигиталов.

Кинестетикам сложнее общаться удаленно из-за особенностей их восприятия. Поэтому разработчики удаленных программ для дистанционного обучения стараются преподносить один и тот же материал в разных формах для слушания, просмотра и чтения.

Есть даже новые технологии, которые помогают людям с физическими недостатками получить высшее образование дистанционно. Проблемы слуха, зрения, ограниченность в передвижении все это уже не имеет принципиального значения. Те же люди, которые имеют ограничения по здоровью, разрабатывают новое программное обеспечение. К примеру, не так давно создана программа, которая озвучивает все, что происходит на экране монитора. Создал ее программист, который имеет проблемы со зрением с детства.

Есть ресурсы, которые управляются голосом, то есть человеку не нужно дотрагиваться до клавиатуры, чтобы запустить компьютер или программу. При таком обеспечении любой человек может заниматься самообразованием в домашних условиях и даже получить диплом, чтобы официально работать дома.

Технологии и новинки очень интересуют и притягивают абитуриентов, но это еще не весь образовательный процесс нужно правильно соединить его с педагогическими методами и целями, чтобы добиться полноценного усвоения знаний. К слову, сейчас не уделяют столько внимания очному образованию, сколько его направлено на удаленное обучение.

Педагогические методы и их актуальность при электронном обмене информацией

Каждый вуз или дистанционный колледж имеет свою программу, конечной целью которой является усвоение и закрепление навыков, которые будут использоваться в работе. Поэтому, исходя из целей программы, подбираются технические методы, с помощью которых усвоение происходит наиболее эффективно.

Например, опыты по физике или химии лучше демонстрировать при помощи видео роликов, этот метод незаменим, если люди находятся в разных регионах и не могут посетить какое-либо предприятие на помощь приходит видео-экскурсия. В результате человек видит все, что видят студенты-очники.

Педагогические методы являются наиболее важными в образовательном процессе, при этом технологии являются исполнителями. Важно, чтобы они были правильно распределены между собой. Ущемление и недостаток технологий влияет на познавательный интерес точно так же, как и педагогический недостаток.

Вывод: познавательный интерес формируется под влиянием технологического, педагогического и человеческого факторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: