Практико-ориентированная магистратура и ее роль в обучении

Магистратура это вторая ступень высшего образования, после которой специалист считается полностью подготовленным к трудовой деятельности. Чем занимаются студенты 2 года, и могут ли они сразу приступить к работе, не имея опыта? Оказывается, не всегда и не везде.

Дело в том, что программы магистратуры в большинстве вузов делают уклон на теоретический материал, а практика проходит поверхностно. В результате, человек приходит на работу и начинает переучиваться. Это занимает, как минимум, полгода. Для работодателя такой результат обучения специалиста невыгоден, поэтому большинство из них стараются заранее подбирать для себя кадры, которые уже что-то умеют.

Проблемы практической магистратуры

Некоторые студенты приходят в магистратуру на определенную специальность с других факультетов, часто с тех, которые не имеют отношения к данной специальности.

Что в результате:

  • Теорию знают плохо, или не знают вообще.
  • Вынуждены сразу заниматься базовой подготовкой, чтобы написать магистерскую работу по новой специальности. Это, в первую очередь, теоретический материал. На практику просто не хватает времени. То, что студенты бакалавриата учили 4 года, магистру придется выучить за 2.
  • Не имеют опыта в практической деятельности.

При вузовской нагрузке что-то одно в любом случае пострадает: либо теория, либо практика.

Учитывая, что работодателям нужен человек, умеющий работать и знающий свое дело, диплом не всегда востребован. Особенно ярко проявляется эта тенденция в сфере информационных технологий. Это одна из причин, почему отрасль быстро развивается: люди увлекаются программированием и собирают знания по крупицам на бесплатных ресурсах, много практикуются самостоятельно. При этом не пишут научные работы, но знают и умеют в разы больше любого студента. Если они и захотят учиться дальше, то практика в магистратуре мало им даст в плане опыта.

Практика в иностранных вузах

В западноевропейских вузах существует разделение магистерских программ на теоретические и практические. Это позволяет целенаправленно готовить, как преподавателей, так и универсальных сотрудников. И не означает, что теоретики вообще не знают, как работать практически. Знают, но больше занимаются разработкой новых идей, а практики пытаются воплотить их на деле.

Люди условно делятся на два типа: те, кто хочет заниматься любимой работой как можно быстрее (выпускники-бакалавры), и те, кто предпочитает заниматься наукой (выпускники-магистры). Первый тип можно условно разделить на исполнителей и руководителей.

Давно подмечено, что просто хорошие специалисты начинают скучать, если не делают чего-то нового. Им нужен простор для идей, время для их обоснования и команда единомышленников. Попав на руководящую должность, такой человек принесет меньше пользы, стараясь наладить работу остальных, вместо того, чтобы развивать свои способности. Поэтому такие студенты выбирают теоретическое направление в какой-либо специальности. Карьерный рост для них абстрактное понятие.

Другие, наоборот, хорошо проявляют себя в практической деятельности и стремятся к карьерному росту. Они хорошие руководители. Есть еще такие, что не имеют амбиций руководителя, а просто хорошо знают свое дело, могут выполнить любую работу за короткое время.

Всем им нужна разная магистратура:

  • Первым с научным уклоном.
  • Вторым с менеджментом и управленческими дисциплинами.
  • Третьим больше практики.

К сожалению, такой выбор программ магистратуры можно найти только в зарубежных вузах и только в единицах отечественных, например, университете Синергия, Высшей школе экономики, Московском университете экономики, статистики и информатики.

Что выбрать карьеристам теорию или практику

Любой человек рождается с определенным набором качеств и способностей. Воспользуется он ими или нет это другой вопрос. Уверенным можно быть только в одном: каждый может найти себе занятие по душе, если ему не помешают. Способности еще нужно отточить, чтобы ими пользоваться.

Если человек имеет способности к администрированию и потенциально является хорошим руководителем, то ему нужно поступать на практико-ориентированную магистратуру. Скорее всего, он будет работать в какой-нибудь компании и создавать продукты в определенной сфере. Сейчас нужно рассчитывать на то, что руководитель обязан знать все этапы работы, то есть иметь навыки, которыми обладают специалисты данной отрасли.

Для примера: руководитель компании, которая создает программы и сайты, должен знать, как пишется код, как оформить программу или сайт вместо дизайнера, как протестировать его на работоспособность и еще многое другое.

Вдобавок нужно уметь договориться с заказчиками, а это тоже наука, которая требует знания теории и практического опыта подписания контрактов. Если заказчик почувствует слабость со стороны главы компании, он будет сомневаться, платить ли деньги здесь, или найти другую фирму.

Если дело только в неумении шефа показать себя лидером, а специалисты хорошо делают работу, то проигрывает и клиент, и компания. Поэтому знание психологии, менеджмента обязательное условие.

Другой пример: чрезмерные лидерские качества плохо обученного начальника. Такое тоже распространено. Тот случай, когда человек родился руководителем, но мало сделал в плане самосовершенствования в профессии. В такой ситуации он будет мешать свои подчиненным угодить заказчику услуг, так как мыслит с высоты собственных знаний, которых у него гораздо меньше, чем у остальных сотрудников.

Еще хуже, когда он будет целенаправленно отбирать работников, которые знают меньше его самого, плюс не уверены в себе и не доказывают свою точку зрения. Уважающий себя профессионал не будет долго работать под таким руководством.

Исходя из принципа подобное притягивает подобное можно сделать вывод, что хороший профессионал с лидерскими задатками, доведенными до нужного уровня это лучший начальник. Он не мешает своим сотрудникам, а те могут проявлять инициативу и не бояться увольнения.

Необходимые требования программ

Практика в магистратуре должна начинаться параллельно с теорией, или даже раньше. Это дает возможность учащимся магистратуры определиться, нужно ли им учиться дальше по данной профессии. Особенно тем, кто пришел из других факультетов. Практические проблемы создают стимул что-то подучить, почитать, найти дополнительную литературу и, в конце концов, решить проблему.

Замечено, что те, кто слишком увлекается над теорией, попадает в виртуальный мир, из которого потом трудно перепрыгнуть в реальную деятельность. Для них изучение теории это и есть работа. В результате, когда они сталкиваются с производственной текучкой и какими-то трудностями на рабочем месте, возникает жесткое несоответствие того, что учили и того, что приходится делать.

Как выбрать вуз до экзаменов в магистратуру, чтобы не сидеть 2 года за книгами, а попробовать больше на деле?

Во-первых, спросить у менеджера напрямую, сколько часов практики в неделю проходят магистры. Рекомендуется подобные вопросы задавать в нескольких вузах, чтобы сравнить.

Во-вторых, узнать, есть ли стажировки во время каникул, есть ли в вузе отдел, который занимается трудоустройством студентов. Если ответы не вызовут подозрений, можно смело поступать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: