Анализ современного состояния экономики страны показал острую нехватку квалифицированных специалистов среднего звена, а также подготовки рабочих и служащих. Государством были определены пути содействия модернизации образовательных организаций СПО и меры по привлечению выпускников для обучения в этих учреждениях.
Немаловажную роль в сложившемся порядке вещей сыграл прочно засевший стереотип о том, что обучение в СПО и НПО получают лишь худшие ученики, неспособные к освоению высшего образования. Уровень жизни населения вырос, а требования к абитуриентам снизились, что и приводит к тому, что большинство родителей выбирают для дальнейшего получения профессии своих детей именно учреждения ВПО, несмотря на то, что такое обучение возможно и после колледжа.
Впоследствии это приводит к трудностям при трудоустройстве, ведь не секрет, что выпускники, имеющие высшее образование, реже работают по специальности. Это связано с тем, что рынок труда перенасыщен специалистами такого рода, и, следовательно, найти работу по своему направлению при большой конкуренции бывает непросто.
Модернизация среднего специального образования
Одним из направлений социально-экономического развития страны правительство определило достижение состояния обеспечения профессиональными кадрами современным потребностям рынка труда. Правительство не раз называло проблему острой нехватки специалистов среднего звена и квалифицированных служащих одной из наиболее актуальных в современном обществе.
Для сравнения: в России только около 20% выпускников поступает в учреждения СПО, в США этот показатель составляет около 60 %.
Для достижения улучшения эффективности среднего профессионального образования и привлечения выпускников для получения рабочих профессий были поставлены следующие задачи:
- Налаживание взаимосвязей образовательных организаций с предприятиями, нуждающимися в специалистах, обеспечивающих выпускников гарантированным трудоустройством.
- Обеспечение учреждений необходимой материально-технической базой взамен устаревшей.
- Обеспечение новыми технологиями и методами обучения,
- Обеспечение соответствия педагогического персонала новым профессиональным стандартам,
- Усовершенствование нормативной базы касательно среднего профессионального образования и требований образовательного стандарта ФГОС.
Под пристальным вниманием властей обеспокоенных сложившейся непростой ситуацией модернизация учреждений СПО приобрела характер целостного процесса. Главной целью приложенных усилий является достижение престижности среднего специального и среднего профессионального образования. Действия по приведению в соответствие образовательных организаций СПО и НПО выявили ряд существенных противоречий.
Так, к примеру, требования нового профессионального стандарта педагог, действующего с июля 2016 года, предусматривает обязательное наличие профильного образования преподавателя по преподаваемым дисциплинам. Как оказалось, около 30 % всего образовательного состава колледжей и техникумов не соответствуют установленным требованиям. В основном это преподаватели специальных дисциплин или мастера производственного обучения. Оно и понятно, ведь эти люди преподают практическую часть.
Логично предположить, что мастер производственного обучения автомехаников имеет на деле скорее диплом инженера-механика, нежели преподавателя. Требования профессионального стандарта существенно усложнили поиск педагогического персонала для работы в образовательных организациях СПО.
Введение дуальной системы способствует развитию связей с производством в процессе образования. Студенты проходят практику на определенном дуальном предприятии. Это позволяет существенно повысить уровень практических знаний, поскольку исключается возможность формального нахождения студента на практике в другом предприятии. То есть, присутствует система контроля выполнения практической части подготовки специалистов.
С другой стороны, предприятие делает некий заказ на необходимое количество специалистов, в будущем, оплачивая стоимость обучения за счет собственных средств, что гарантирует последующее трудоустройство выпускников. Между студентом, образовательным учреждением и работодателем заключается договор, по которому первый получает оплату согласно стоимости обучения в колледже, а последний работника обязанного проработать у него на протяжении определенного договором срока. При отказе после выпуска студента работать в такой организации, он будет обязан вернуть средства, затраченные на его образование.
Предприятие партнер по дуальному взаимодействию активно сотрудничает СПО, вкладывает средства в его развитие, а также его работники из руководящего состава входят в члены наблюдательных советов по управлению учреждением.
Отличия современного СПО от советского
Проблема нехватки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих в наше время не возникла из ниоткуда. Её появлению способствовало несколько предшествующих факторов. В Советском Союзе попасть в вуз было гораздо сложнее, а все не поступившие могли получить рабочие специальности. Техникумы готовили специалистов практиков, а институты теоретиков, и потребность в кадрах всех сфер экономики была удовлетворена.
В годы перестройки железный занавес рухнул, и жесткие требования остались только при зачислении в вуз на бесплатное обучение. Все родители, располагающие средствами, стали отправлять своих отпрысков получать высшее образование, что привело в результате к неожиданным и даже абсурдным последствиям.
Теперь в нашей стране большое количество выпускников вузов остаются безработными, в то время как специалисты среднего звена очень востребованы, и работодатели разбирают их, как говорится, с руками и ногами.
Прочно засевшие советские стереотипы в головах современного российского общества не дают большинству родителей понять, что, например, поступив в колледж после 9 класса на бюджет, у их ребенка будет гораздо больше шансов для последующего трудоустройства, чем после вуза.
Введенная не так давно система сдачи ЕГЭ это одна из мер по влиянию на сложившуюся ситуацию. Нельзя сказать, что экзамен отсеивает поступающих в высшие образовательные учреждение. Но многие выпускники идут в колледж только потому, что провалили ЕГЭ, или панически боятся экзамена. Метод кардинально отличается от советского, но нельзя сказать, что в лучшую сторону. Если раньше действительно оценивались знания, то ЕГЭ по сути лотерея, не позволяющая приемной комиссии оценить возможности кандидата.
Нельзя утверждать однозначно, насколько лучше или хуже советского современное среднее специальное образование. Другое время, другая экономика, другие цели и задачи стоят перед обществом. Но развитие информационных систем смогло вывести современное образование на новый более продвинутый уровень и эту особенность нельзя не отметить.
Дистанционное обучение в колледже
Это новая форма образования, сочетающая в себе все достоинства других форм.
Она позволяет:
- получать знания не выходя из дома,
- общаться с преподавателями и одногруппниками онлайн,
- учиться, не отрываясь от работы,
- получать образование людям с физическими изъянами.
Вам всегда, в любое время суток обеспечен доступ к образовательным и справочным материалам
Удаленное образование набирает популярность во всем мире, и кто знает, возможно, вскоре заменит давно привычные формы очного и заочного образования.