В связи с увеличением количества пользователей системы Интернет стало возможным обучение, которое является более гибким и дешевым. Это позволяет получить знания быстрее и лучше. Если сравнивать с прошлым веком, когда дипломы о высшем образовании были у 20% населения, то сейчас любой желающий может себе позволить учиться, не выходя из дома, и получать высшее или среднее специальное, или среднее образование. Количество абитуриентов растет из года в год, и не в последнюю очередь благодаря новым возможностям, которые предоставляют учебные заведения.
Замечательно, что даже возраст не имеет значения при заочной и заочно-дистанционной форме и получить образование можно и в семнадцать, и в семьдесят. Взаимодействие преподавателя и студента происходит при помощи электронной почты, мессенджеров типа Skype, Viber. Также есть возможность участвовать в конференциях он-лайн и вебинарах.
Дистанционные программы обучения бывают аккредитованные и неаккредитованные. Первые предоставляют вузы, после окончания выдается диплом. Вторые это курсы повышения квалификации, переподготовки. Прохождение курсов предполагает выдачу свидетельства или сертификата. Чтобы не ошибиться в выборе программ, необходимо точно знать, какие знания необходимы, или какой документ нужен работодателю. Исходя из этого, надо уточнять, в каком учебном заведении можно получить услуги, соответствующие требованиям работодателя.
Возможности удаленного обучения при наличии Интернета
Если у вас есть домашний Интернет, то есть и возможность подать заявку и быть зачисленным на факультет дистанционного обучения в вуз или колледж. При этом нет необходимости специально приезжать в другой город. Вся информация доступна круглосуточно на сайте высшего или среднего специального учебного заведения.
Удаленное обучение рассчитано на самостоятельную деятельность студента. Это может быть как проблемой, так и плюсом. Смотря, кто и как привык учиться. Абитуриенты, которые имеют опыт самостоятельного освоения материала, быстрее приспосабливаются к дистанционным методам. Те, кто получает высшее образование впервые, могут испытывать дискомфорт от необходимости самостоятельно планировать свое время. Труднее всего приходится выпускникам 9 классов общеобразовательных школ. Поступая на дистанционную форму и не имея опыта самостоятельного обучения, на первом этапе могут возникнуть затруднения и нежелание учиться.
Но факт налицо: чем больше загружен человек разнообразной деятельностью, тем больше он успевает, и тем более успешным становится впоследствии.
Несмотря на все трудности, дистанционное образование открывает перед студентами широкие перспективы:
- получение диплома, который не отличается от общепринятой формы документа,
- прохождение полного курса обучения по профильным предметам,
- возможность работать по специальности,
- оплачивать обучение самостоятельно, так как в период учебы есть возможность подрабатывать, или даже работать на полную ставку,
- поступить повторно и получить второй диплом, при этом от абитуриентов старшего возраста не требуется сдачи ЕГЭ,
- продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре.
При этом экономия средств составляет более 40% по официальной статистике.
Плюсы и минусы дистанционного образования
Эффективность дистанционного обучения можно оценить еще на стадии принятия решения о необходимости учиться и получить диплом. Это связано с самостоятельным решением человека, а не по воле родителей, не по совету друзей. Если решение принимается самостоятельно, то вероятность успешного окончания вуза выше и объем знаний будет соответственно увеличиваться.
Существует ошибочное мнение, что качество обучения у дистанционщиков ниже, чем у студентов очного отделения. Это не так. Безответственные студенты есть и на очном, и на дистанционном отделениях. Успеваемость зависит не от формы обучения, а от самомотивации человека. Часто те люди, которые не могут себе позволить учиться очно по финансовым причинам, гораздо более усидчивы и старательны, чем те, у которых есть все возможности.
Дистанционная форма оказалась полезной для студентов из отдаленных регионов страны. Учиться в московских высших учебных заведениях можно, при этом находясь на Дальнем Востоке или в Сибири. Это большой плюс, как для студента, так и для деятельности региона. Все инновационные технологии и знания сначала появляются в столице и столичных вузах, а потом уже становятся достоянием всей страны благодаря выпускникам, которые распространяют их по всей территории страны.
Кроме всего перечисленного, можно отметить другие положительные стороны удаленного обучения:
- индивидуальный подход к студентам,
- вероятность поступления на дистанционную форму, поскольку не существует лимита при наборе учебных групп,
- при обучении удаленно на первый план выходят показатели успеваемости студента, отсутствует человеческий фактор оценки по симпатиям,
- студент не имеет права переходить на следующий курс, пока не ликвидирована задолженность предыдущего учебного этапа, следовательно, пробелов в системе знаний не будет,
- быстрое поступление учебных материалов на компьютер студента,
- возможность учиться при любой форме работы (посменно, вахтовым методом),
- дистанционная форма принуждает человека развиваться технически с компьютером, программами, что будет дополнительным плюсом при приеме на работу,
- диплом можно получить, находясь на срочной службе.
А как вам тот факт, что государство предоставляет дополнительные финансовые возможности студентам? Одним из вариантов поддержки является возврат подоходного налога, то есть социальный вычет в размере 13%. К примеру, работающий человек, который платит налоги государству и оплачивает обучение ребенка, может вернуть часть средств.
Дистанционное обучение, как вариант для людей с ограниченными способностями
Для людей с врожденными заболеваниями или пороками развития дистанционное обучение может стать единственной возможностью общения с миром, а также позволит реализовать свой умственный потенциал при физических недостатках. Для ограниченных в передвижении людей диплом о высшем образовании в будущем может стать источником дохода. Некоторые учебные заведения имеют специальное оборудование для слабовидящих, слабослышащих, слепых студентов.
Есть ли минусы у дистанционки?
Недостатки дистанционного обучения относительны, так как это индивидуальное восприятие удаленных методов. Если человек чувствует, что ему не хватает личного общения с педагогами, то это говорит не о недостатке системы обучения, а о личных потребностях.
Преподаватель обязан проконсультировать студента по вопросам, касающимся предмета, но не обязан уделять время для личных бесед. Желание пообщаться со слушателями курсов более плотно может быть обусловлено интересом к личным исследованиям студента, который проявляет инициативу и уже многого добился в своей работе.
В университетах, где дистанционная система достаточно развита, лично общаться можно во время проведения конференций и семинаров. Также студенты одной группы имеют возможность советоваться друг с другом, общаться при помощи программ удаленного доступа, в чатах.
Потребность в личном общении можно удовлетворять с друзьями и коллегами по работе.
Некоторые исследователи считают, что удаленное обучение не может гарантировать ежедневной плотности информации. Здесь можно спорить. У всех людей присутствует так называемый волновой метод работы: есть моменты, когда работа идет эффективнее, в другие дни не идет вообще или слабо. Это относится абсолютно ко всем людям, как в жизни, так и в работе или учебе.
Важно! Дистанционный метод позволяет работать в своем темпе, в свои рабочие дни, когда есть желание учиться. Такой подход не оказывает негативного психологического воздействия на человека и не отбивает охоту к обучению.
Сравнение форм образования
Традиционная форма образования очная подходит не всем. При обучении на стационаре требуется постоянная финансовая поддержка родителей, наличие свободного времени для учебы. С появлением семьи и детей обучение становится довольно проблематичным из-за необходимости посещать лекции. Очная форма обучения вдали от места проживания означает оплату квартиры или общежития, питание, бытовые расходы. В течение 5 лет студент полностью находится на обеспечении родителей. Если такой возможности нет, то приходится искать подработку. Тогда не остается времени на подготовку к сессии и на отдых.
Работающим людям, имеющим свой бизнес, будет очень тяжело одновременно контролировать дела и заниматься посещением лекций. Вдобавок есть ограничения по возрасту для поступающих на очную форму.
Заочная форма более удобна, но и она не отвечает всем требованиям, если дело касается финансов. Традиционный вид заочного обучения подразумевает нахождение человека на сессии в течение 3-4 недель два раза в год. Это означает, что необходимо тратиться на проезд, проживание и питание в течение данного времени.
Особенно тяжело добираться до столичных вузов жителям дальних регионов страны. Если в высшем учебном заведении есть заочная форма с применением дистанционных технологий, и нет необходимости приезжать на сессию то это лучший вариант и по цене, и по качеству обучения.
Как поступить дистанционно
В зависимости от выбранной формы заочная, заочно-дистанционная или дистанционная, вуз имеет право предъявлять требования по подаче документов. Может понадобиться лично привезти оригиналы, или переслать их по почте заказным письмом.
Но чаще всего на этапе подачи документов личного присутствия не требуется. Достаточно переслать скан-копии аттестата и результатов теста ЕГЭ в приемную комиссию.
После звонка менеджера и уточнения всех моментов поступления, студенту отправляется счет для оплаты. После поступления денег на счет заведения, человеку приходит сообщение о зачислении в вуз. Дальнейшее общение происходит через личный кабинет, куда поступают учебные материалы, ссылки, напоминания.
Первое и второе высшее образование дистанционно
Как первый, так и второй диплом можно получить методом удаленного обучения. Дистанционная форма в любом случае платная. Для поступления после школы требуется предъявить аттестат и результаты тестов ЕГЭ. При поступлении на второе высшее необходим диплом о высшем образовании. Для учебы в магистратуре или аспирантуре также необходим документ о наличии степени бакалавра или магистра.
Поступать на второе высшее можно по смежной специальности. В таком случае сроки обучения можно сокращать в процессе учебы, оформив индивидуальный график сдачи экзаменов. Оценки по пройденным предметам выставляются в зачетку автоматически, тем самым сокращая время обучения.
При желании радикально изменить профессию (и жизнь), весь процесс поступления необходимо проходить заново. В новой профессии много профильных предметов, знаний по которым у студента нет, поэтому нужно сдать необходимые для выбранного направления экзамены.
Курсы повышения квалификации и переподготовка
Кроме полноценного высшего образования, факультеты дистанционного образования предлагают большой выбор профильных курсов. Это краткосрочные программы, которые призваны повысить профессиональный уровень слушателей или дать дополнительную подготовку в смежной профессии.
Курсы чаще всего бывают неаккредитованными, то есть программы курсов не соответствуют программам высших учебных заведений по количеству часов или тем. При поступлении на дистанционные курсы следует уточнять, имеет ли организация лицензию на предоставление образовательных услуг, и какие документы будут выдаваться после окончания.
Стоимость дистанционных курсов более чем в два раза меньше стоимости обучения в семестр в высших учебных заведениях. Сроки обучения от месяца до полгода.
Среднее специальное образование удаленно
Некоторые университеты занимаются подготовкой специалистов еще со школы. Происходит это таким образом:
- в старших классах преподаватели университета читают основные предметы и помогают подготовиться к сдаче ЕГЭ,
- после окончания школы абитуриенты поступают в университет.
Есть другая схема с использованием промежуточного среднего специального образования при университете, после которого есть шанс поступить и учиться дальше. Колледжи также практикуют дистанционное образование по доступным специальностям. Исключением являются музыкальные, художественные, хореографические и медицинские училища. Преимуществом является обучение в колледже при высшем учебном заведении. В таком случае есть возможность поступить по сокращенной программе, если специальность идентичная.
В сравнении с другими (традиционными и привычными нам) видами образования дистанционное выигрывает в том случае, если абитуриент настроен на самостоятельную самоотверженную работу, умеет планировать время и ему важнее сам факт получения диплома, а не форма обучения.
Отличным вариантом дистанционку называют занятые люди, которым необходимо совмещать учебу и работу. Для них этот вариант обучения не просто оптимальный он бесценный.