Практика – неотъемлемый компонент «послешкольного» образования (вузовского, среднетехнического). На протяжении всего периода обучения студентов три раза отправляют на практику (ознакомительную, производительную и преддипломную), ее особенности зависят от специфики специальности, но отчет о прохождении практики требуется от всех учащихся без исключения.
За эту деятельность студент обязательно получает оценку, которая выставляется в зачетку, а потом и в приложения к диплому, поэтому вопрос о том, какие недостатки отчета влияют на общий результат, всегда остается актуальным.
Содержание отчета зависит от таких факторов:
- специальность студента-практиканта, особо ярко выражены отличия отчетов гуманитариев и технарей,
- место прохождения практики,
- вид практики,
- курс обучения,
- требования отдельного факультета или кафедры.
Несмотря на такое внушительное количество аспектов, влияющих на содержательную сторону отчетов, их структурный каркас единый:
- титульный лист,
- введение,
- основная часть (ее особенности зависят от факторов указанных выше, в первую очередь от специальности),
- заключение,
- список литературы,
- приложения (документы, составленные студентом в ходе практики).
Рассмотрим возможные недочеты главных структурных частей:
- Введение
- пропущен какой-либо из обязательных его элементов (цели, задачи или актуальность),
- большая часть введения состоит из «воды», а информативность минимальная,
- несоответствие теме практики.
- Основная часть. Особенности ее содержания нужно искать в методических пособиях отдельных кафедр, которые руководитель практики рекомендует перед ее прохождением. Тем, не менее, существуют «универсальные» ошибки, которые допускает большинство студентов:
- поверхностное раскрытие ключевых вопросов,
- выход за рамки темы,
- включение в отчет информации «не по теме», таким приемом обычно пользуются студенты, которые вспоминают об отчете в последний день и пытаются его заполнить хоть чем-нибудь,
- отсутствие графиков, схем, таблиц в отчетах студентов технических специальностей.
- Заключение (выводы):
- несоответствие этой части основным разделам и введению,
- выводы неполные, не отображают выполнение всех задач поставленных во введении.
-
В списке литературы наиболее распространенная содержательная ошибка – несоответствие источников теме практики и отчету в целом. Их используют для того, чтобы «набит» количество, но надо помнить, что это грубый недостаток.
Дневник – это часть отчета, которая ведется студентом с первого дня практики, он должен содержать информацию о том, какие задания выполнял практикант, что ему удалось, а что нет, какие трудности возникали в ходе их выполнения, какие мероприятия посетил. Именно дневник станет помощником в оформлении отчета и доклада о практике.
Проблемой большинства студентов является нерегулярное заполнение дневника или вообще написание его по окончанию практики, именно это приводит к следующим недостаткам:
- неполная подача информации, так как забывают о мероприятиях, в которых принимали участие, некоторых выполненных заданиях,
- нет информации о работе в отдельные дни, в таком случае считается, что студент их просто-напросто прогулял, и от него требуют справку от врача о болезни,
-
нарушена целостность подачи информации, она больше напоминает коллаж из отдельных кусков текста,
- отсутствуют конкретные данные о проделанной работе, практикант ограничивается общими сведениями.
Оформление отчета не менее важная составляющая идеальной работы, чем ее содержание. Наиболее часто в оформлении руководители практики находят такие недостатки:
- слишком широкие берега (таким образом, студенты пытаются растянуть материал до нужного количества страниц),
- несоблюдение параметров шрифта, которые являются стандартными для большинства студенческих работ (Times New Roman, размер шрифта –14 пт, междустрочный интервал – 1,5),
- расположение разных структурных элементов на одной и той же странице, например, после окончания введения, сразу же располагают 1-й раздел, такого делать нельзя,
- ошибки в списке литературы (их надо проверять по соответствующему ГОСТу),
- отсутствует нумерация страниц (чаще всего причиной этого является невнимательность),
-
ошибки в оформлении титульного листа, чтобы их избежать, нужно составлять его по образцу или рекомендациям, поданным в методичке.
- Перед прохождением практики ознакомьтесь с методическими рекомендациями, чтобы знать, на что обратить внимание в процессе практической деятельности.
- Пред работой над отчетом снова просмотрите методичку
- Обязательно ведите дневник так, как положено – с первого дня практики, если не успеваете, делайте черновые наброски, которые потом оформите для сдачи.
- Особых требований к дневнику нет, если, конечно, они не поданы в методичке. Однако, рекомендуется каждый новый день практики оформлять новой страницей, чтобы ни один из них не был пропущен.
- Перед сдачей отчета тщательно проверьте его на наличие языковых ошибок, так как большое их количество может существенно повлиять на оценку.
Отчет о практике – главный показатель результатов студента и его профпригодности, поэтому он должен быть выполнен на надлежащем уровне. Ознакомление с типичными недостатками отчетов помогут избежать ошибок в работе и получить хорошую оценку за свой труд.
Советы по правильному написанию отчета по практике вы можете также узнать, посмотрев видео: