Использование дистанционного обучения в России – узнайте все о современном методе обучения

В средине XX века с развитием современных средств коммуникации и передачи информации появилась возможность проводить обучение на расстоянии, в режиме онлайн. Дистанционная система обучения в России появилась не так давно, но ежегодно такой метод образования становится все более популярным, его преимущества оценили выпускники школ, родители детей с ограниченными возможностями, люди, которые желают повысить свою квалификацию без отрыва от работы.

Дистанционное обучение, что это?

Система дистанционного обучения (СДО, E-Learning, LMS) образовательные технологии, целью которых является предоставление возможности студентам любого населенного пункта получать высшее или среднее образование, не выходя из дома и не меняя привычный образ жизни.

Основное преимущество такой системы образования получить знания могут все желающие независимо от места жительства, состояния здоровья и уровня материального достатка семьи. Правила и технология использование дистанционного обучения в России закреплены в законе № 137 Минобрнауки от 06.05.2006 г.

СДО подразумевает использование современных интернет-технологий, которые позволяют проводить обучение на расстоянии, автоматизировать учебный процесс.

Возможности СДО:

  • управление различными формами обучения,
  • контроль полученных навыков и знаний,
  • адекватный анализ процесса обучения, что позволяет своевременно внести определенные коррективы в процесс обучения,
  • обширная библиотека, архив материалов, которые необходимы для получения полноценного и всестороннего образования.

Общение между преподавателем и студентами происходит посредством видео- и аудиосвязи, мессенджера, электронных писем, блога и форума. Лекции проходят в виртуальных кабинетах, которые ничем не отличаются от реальных аудиторий, разве что могут уместить гораздо большее число слушателей.

Для многих категорий граждан СДО единственная возможность получить высшее образование. Среди студентов много мам с маленькими детьми, инвалидов, жителей маленьких поселков и сел.

Основные характерные черты СДО

Дистанционное обучение позволяет получить высшее образование в самых престижных вузах страны без необходимости ежедневно посещать место учебы, этот метод образования очень ценят родители детей, которые по разным причинам не могут посещать обычную общеобразовательную школу.

Характерные черты ДО:

  1. Гибкость. Студенты проходят обучение в привычной для себя обстановке, в удобном темпе, не нужно прерывать трудовой стаж для получения образования.
  2. Модульность. Весь учебный материал разбит на смысловые блоки, что позволяет быстро создать индивидуальную программу.
  3. Минимальные расходы. В среднем ДО стоит в 2 раза дешевле традиционной формы обучения, многие вузы предоставляют скидки одаренным или малообеспеченным студентам, сиротам.
  4. Доступность информации. Все необходимые материалы собраны в одном месте, доступ к ней возможен не только с ПК, но и с любого гаджета.
  5. Анализ процесса обучения. СДО позволяет отслеживать успеваемость каждого студента, если показатели падают, преподаватель или куратор всегда может вовремя посоветовать дополнительные ресурсы, которые помогут заполнить пробелы в знаниях.
  6. Практически все СДО создают отчеты в автоматическом режиме, указывают на недочеты студент может сам увидеть свои слабые места, своевременно скорректировать процесс обучения.
  7. При обучении дистанционно студенты проходят практику, вуз дает направление, или помогает студенту найти предприятие.

Дистанционное обучение не только обходится дешевле, но и отнимает меньше времени, поскольку в учебном плане присутствует только базисная информация. СДО позволяет получать самую новую и актуальную информацию, последние научные доказательства. Диплом, полученный после окончания учебы, имеет равную юридическую силу с документом, который выдают студентам очной формы обучения.

СДО России недостатки дистанционного обучения

Подавая документы на прохождение обучения в дистанционном режиме, студенту следует морально подготовиться к большому объему самостоятельной работы.

Минусы дистанционного обучения:

  1. Отсутствие непосредственного живого общения между лектором и студентами, что практически полностью исключает возможность индивидуального подхода к обучению. С другой стороны, преподаватель не руководствуется личными симпатиями, а учащиеся не имеют возможности дать взятку, что позволяет снизить количество покупных знаний.
  2. Самодисциплина, контроль учебного процесса для многих студентов организовать процесс правильно сложно, особенно на начальном этапе обучения. Но эти навыки пригодятся и после учебы для построения успешной карьеры.
  3. Необходимо иметь качественное оборудование, высокоскоростной Интернет, что доступно не для каждого студента.
  4. Малое количество практических занятий система ДО построена на теоретических лекциях.
  5. Отсутствие постоянного контроля для кого-то из студентов это минус, он не могут собраться, часто пропускают лекции. Но большинство учащихся считают это особенность СДО положительной, поскольку есть возможность в полной мере почувствовать себя самостоятельным человеком.

Основная сложность идентификация личности студента, который сдает экзамен, защищает курсовую или дипломную работу. Во многих вузах для прохождения этой процедуры нужно посетить учебное заведение лично, пройти аттестацию.

В других учреждениях достаточно просто показать паспорт в веб-камеру перед началом сдачи экзамена. Все нюансы аттестации можно уточнить у куратора, который закреплен за каждым студентом на все время прохождения обучения.

Дистанционное обучение в России и закон

Нормативно-правое обеспечение дистанционного образования в России сложно назвать доскональным большинство вопросов решается непосредственно учебными заведениями, в законах указаны только общие понятия.

Основные правовые документы, регулирующие СДО:

  1. Федеральный закон №237 Об образовании в РФ, в котором указано, что образовательные программы могут быть реализованы при помощи дистанционных технологий. Общие требования к этим программам изложены в ст.16.
  2. Приказ Министерства образования и науки России №22 от 20.01.2014 в нем обозначены все специальности средне-специального образования, по которым не допускается полностью дистанционная форма обучения. Для обучения в вузах дистанционно перечня с ограничениями нет.
  3. Порядок применения дистанционных технологий.
  4. Методические рекомендации, которые регулярно издают в Минобрнауки.

С точки зрения закона, учебные заведения, которые предоставляют дистанционное обучение, должны обеспечить студента всей необходимой информацией, позволяющей освоить программу в полном объеме без обращения к другим источникам. Это значит, что должна быть создана электронная библиотека, у учащихся должен быть круглосуточный доступ к базам данных и электронным архивам, в реальности выполнить эти условия получается не всегда.

Использование дистанционного метода обучения в России стало настоящим прорывом в системе образования. Метод часто критикуют, называют его образованием второго сорта, но множество выпускников, которые закончили учебу, нашли высокооплачиваемую работу и уверенно продвигаются по карьерной лестнице, подтверждают эффективность этой методики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: