Мотивы поисков работы во время обучения в вузе разные, и далеко не всегда только финансовые. Среди факторов, заставляющих студентов искать работу, стремление проявить самостоятельность, лучше узнать будущую профессию, приобретение практического опыта и стажа как основных конкурентных преимуществ при будущем трудоустройстве, гарантия предоставления рабочего места по окончании вуза.
Какими бы ни были причины, заставившие совмещать учёбу с работой, студент попадает в условия необходимости соединять два вида деятельности, насыщенных совершенно разными целями, задачами, процессами.
Как быть? Успевать делать всё. Идеальный вариант для этого дистанционное обучение. Оно обеспечивает оптимальный баланс в расстановке приоритетов при лавировании между необходимостью осваивать множество дисциплин учебного плана и исполнять должностные обязанности на работе.
Дистанционное обучение: какие особенности помогают совмещать учёбу с работой
Дистанционное обучение заочная форма учебного процесса, основанная на применении электронных ресурсов при его организации. Его основные преимущества мобильность, свободу, доступность, социальное равноправие. Для получения диплома престижного вуза из любой точки страны при удалённой учёбе необходимо одно иметь дома компьютер с выходом в интернет. Сама организация удалённого обучения на основе интернет-технологий, в отличие от традиционной дневной или заочной формы, не препятствует совмещению учёбы с работой.
От каких организационных проблем избавит дистанционное обучение
Дистанционный образовательный процесс исключает обязательную для дневного обучения процедуру официального оформления права учиться по индивидуальному плану без посещения занятий (но при условии трудоустройства по специальности). Такое разрешение выдаётся не раньше второго полугодия третьего курса на один семестр с правом продления.
Процедура долгая, нудная, многонедельная. От студента требует много времени и сил для составления индивидуального графика, его согласования с каждым преподавателем. Невыполнение сроков и видов работ грозит запретом на индивидуальное обучение в следующем семестре. При этом график освобождает только от части аудиторных часов. В идеале нужно присутствовать на 2/3 занятий по каждой дисциплине.
Совмещение дистанционного обучения и работы не только избавляет от необходимости согласовывать время встречи с преподавателями, отпрашиваться у работодателя, но и исключает межличностный конфликт с коллегами в командном труде, когда они вынуждены выполнять работу ушедшего студента.
Главные преимущества удалённого обучения, способствующие объединению учёбы и работы
— нет необходимости в ежедневных посещениях аудиторных занятий,
— отсутствие психологических барьеров при общении с преподавателями,
— возможность получения образования, не покидая собственный дом и/или без отрыва от работы,
— разрешение на индивидуальный график обучения при условии выполнения требований учебного плана и своевременной сдачи сессий,
— нет необходимости согласовывать с работодателем время для решения текущих учебных задач.
Когда лучше совмещать дистанционное обучение с работой
В каждом случае тандем работа-и-учёба глубоко индивидуален. Одни поступают на дистанционку, уже работая, им выбора нет, они будут объединять работу и учёбу с первого семестра. Другие начинают подрабатывать, не успев освоиться в статусе студента. Третьи ищут работу ближе к выпуску.
Между тем есть веские объяснения времени оптимального начала совмещения учёбы с работой, если этого не требуют форс-мажорные обстоятельства. К ним можно прислушаться, их можно игнорировать, но они обеспечивают прежде всего защиту от переутомления, стрессов, конфликтов.
Первый курс не самое лучшее время для поисков работы. Это период адаптации к вузовской системе образования, к правильной расстановке приоритетов, формированию самоорганизации, умения распределять время и самостоятельно добывать знания. Разумнее проучиться хотя бы один семестр, включая сдачу сессии, чтобы пройти полный цикл обучения в высшей школе. Практика показывает, что и второкурсники далеко не всегда способны успешно учиться, когда находят работу.
В идеале начинать работать лучше со второй половины обучения, когда начинаются профессиональные предметы и проводится многонедельная практика, когда сформированы учебные навыки и студенческая хватка гибкое лавирование в хитросплетениях дисциплин, расписания, многочисленных требований преподавателей. Опытным старшекурсникам проще добиваются успешного объединения работы и учебы. Совсем хорошо, если это будет профессия по специальности. Но на то и идеалы, чтобы от них можно было отступать.
Основные способы самоорганизации для успешного совмещения учёбы и работы
Когда одновременно важны и учёба и работа, требуется их правильная организация и чёткость в распределении времени. До тех пор пока обучение не закончится, жизнь по жёсткому графику без лишних минут для праздности будет нормой. Правда, успешные люди, достигшие больших высот в карьере и заработках, выстраивают таким образом всю свою жизнь потому они и успешные.
Двойная нагрузка заставляет:
— провести пошаговый анализ своих действий в течение дня и недели, чтобы найти резервы времени,
— составить стратегический перечень целей и задач на ближайшую и отдалённую перспективу,
— ввести в правило планирование каждого следующего дня,
— ставить себя в условия дедлайна и стремиться завершить дело к установленному сроку,
— сравнивать текущие задачи с выполненными подобными, прокачивать свои возможности,
— чаще общаться с целеустремлёнными людьми они подпитывают желание двигаться вперёд,
— стремиться работать на результат, правильно распределять нагрузку,
— исключить привычки, ворующие время, зависание в социальных сетях, длительные телефонные разговоры и кофе-паузы, просмотры программ, нацеленных на откровенное оболванивание.
Самоорганизация поможет успешному преодолению трудностей при объединении работы и учёбы.
Преимущества совмещения дистанционного обучения с работой
Современные технологии, на которых основано дистанционное обучение, не просто позволяют совмещать учёбу и работу, но создают условия для профессионального становления. Умения, формирующиеся на работе, и знания, приобретаемые в освоении профильных дисциплин, оказывают положительное взаимное воздействие:
— оба вида деятельности учат расстановке приоритетов, организации и координированию процессов, обдумыванию и сопоставлению задач, управлению временем, общению в команде,
— одновременно осваиваются теоретические знания и нарабатывается практический опыт,
— приобретаются коммуникативные навыки и ответственность за выполнение порученных заданий,
— необходимость объединения учёбы и трудовых обязанностей формирует и совершенствует самоорганизацию.
Главное преимущество дистанционного образования для совмещения работы и учёбы возможность найти на специализированном сайте информацию об актуальных вакансиях, пройти практику с последующим трудоустройством, показать себя работодателю специалистом, который может продуктивно совмещать разные виды деятельности.