Стереотип о том, что заканчивают обучение в школе после 9 класса только ученики, чьи знания позволяют желать лучшего, прочно укрепился в сознании жителей страны еще с советского времени. Многие уверены, что хороший специалист должен обязательно получить сначала полное школьное образование, а потом и высшее. Но так ли это на самом деле? Что в действительности теряет выпускник после 9 класса? На эти вопросы сложно ответить однозначно, ведь у каждого пути получения образования есть свои плюсы и минусы.
Так ли необходим 11 класс?
Необоснованно многие родители выпускников ставят средне-специальные образовательные учреждения на ступень ниже, чем получение высшего образования после полного курса школы. Хотя многие специалисты и работодатели готовы с этим поспорить.
Есть много достоинств обучения в колледже и первая из них самостоятельность. Дети, став студентами после девятого класса, быстрее взрослеют, чем их одноклассники, оставшиеся учится в школе. За свои оценки они уже переживают сами, а не их учителя и родители. К тому же все организационные вопросы в колледже решают на студенческом совете самоуправления без помощи взрослых. Учащиеся получают стипендию, а значит, некую сумму денежных средств которую они могут потратить по своему усмотрению. По сути, эти дети переходят на новый этап своей жизни, где больше свободы, но и больше ответственности.
Вместе с предметами профессионального обучения студенты техникумов и колледжей изучают ускоренно программу 10 и 11 классов. Преимуществом для учащихся является то, что с учетом выбранной направленности упор делается на нужные для этой специальности предметы. Например, если готовят экономист, ему будут преподавать уже экономический английский, давать больше знаний по математике и информатике, чем он смог бы получить в школе.
Теория, подкрепленная практикой
Московские колледжи после 9 класса дают возможность бесплатного получения знаний смежных специальностей помимо основной профессии. Кроме того, студенты получают не только теоретические, но и практические навыки, что очень важно для освоения специальности. Материальная база, к примеру, столичных колледжей нередко превосходит оснащение высших учебных заведений в регионах.
Некоторые вузы отдают приоритет при зачислении именно выпускникам уже получившим азы профессии. Существуют также колледжи при институте. Продолжить в дальнейшем обучение по специальности в таком случае гораздо легче. Часто выпускников со средним специальным образованием зачисляют сразу на 2-3 курс института, а занятия ведут одни и те же преподаватели.
Ну, и, конечно, то, что уже после 3-4 лет обучения учащийся приобретает профессию, по которой он может работать и продолжать параллельно получать высшее образование нельзя не брать во внимание. К моменту получения диплома об окончании института студент зарабатывает уже и первый трудовой стаж, а значит, именно такому кандидату будет отдано предпочтение при трудоустройстве. По статистике выпускники средних специальных заведений чаще продолжают трудовую деятельность по специальности.
Для поступления во многие государственные колледжи не берутся в расчет результаты ОГЭ, а проводятся свои вступительные испытания либо применяется конкурс аттестатов. Поэтому получить бесплатное средне-специальное образование гораздо проще.
Какие могут быть сложности после обучения в СПО
Конечно, среднее специальное образование хоть и дает очень хорошую базу знаний, но все-таки оно не высшее. Приводим список минусов, которые нужно иметь в виду перед выбором учебного заведения и поступлением.
- Согласно введенным в 2016 году профстандартам, которые пришли на смену классификатору профессий, кандидатами на ряд должностей не могут быть лица без высшего образования. И если классификатор как документ носил рекомендательный характер, то профстандарты вскоре будут введены и обязательны во всех государственных учреждениях. Это необходимо учитывать, выбирая специальности в колледжах после 9 класса, в особенности при выборе педагогическую или медицинскую направленность.
- Лучшим вариантом для поступления являются учреждения среднего профессионального образования при институтах. Но если колледж или техникум существует сам по себе, то в дальнейшем при обучении в вузе общее время, затраченное на получение диплома, увеличится на 1-3 года. Также в этом случае может потребоваться сдача государственного экзамена наравне с одиннадцатиклассниками, а, как известно, в школах к нему готовятся более тщательно.
- Студенты мужского пола, годные к военной службе, при зачислении в СПО получают отсрочку от призыва в ряды вооруженных сил РФ. При этом они теряют право на повторную отсрочку при поступлении в высшее учебное заведение. Этого не происходит при обучении в институте после 11 класса школы. По приходу из армии студенту ВПО придется восстанавливаться для получения образования. В таком случае многие парни теряют не только больше времени на обучение, но и все желание его продолжать.
Получив профессию и практические навыки в колледже, абитуриенты редко выбирают для дальнейшего обучения очную форму образования. Это объясняется стремлением быстрее получить финансовую независимость и начать работать. Но современное заочное образование ни в чем не уступает очному, а может даже его превосходит, а дистанционная форма обучения делает его доступным из любого уголка нашей страны.
Решив продолжить школьную жизнь, выпускник остается в знакомой для себя среде, не меняется его образ жизни, круг общения и зона ответственности. Когда же после 9 класса ученик попадает в колледж, он оказывается совсем в новом для себя мире. Здесь вместо уроков пары, есть сессии и экзамены, преподаватели более требовательны, а оценки нужны не преподавателям, а самому учащемуся.
Возможной трудностью может стать раннее проживание вдали от дома. Ведь в школе не приходится тратить деньги на проживание ребенка в другом городе или на проезд от дома до места обучения. Обучаясь в СПО после девятого класса, ученики раньше на два года начинают самостоятельную жизнь. Не всем такие обстоятельства идут во благо. Некоторые в этом возрасте еще оказываются не готовыми принимать самостоятельные решения без помощи родителей.
Поэтому лучше, по возможности, не отпускать выпускника после 9 класса в иногородний колледж, а выбрать учебное заведение в своем населенном пункте либо предпочесть дистанционную форму обучения. По итогам обучения в колледже дистанционно, выпускники получают дипломы государственного образца, ничем не отличающиеся по степени качества образования от очного.
Еще одной сложностью при получении специального среднего образования является то, что к 9 классу определяются с выбором будущей профессии далеко не все школьники. И сделав в самом начале профессиональной деятельности неправильный выбор, можно навсегда связать свою жизнь с нелюбимым делом. После полного курса школы выпускники зачастую уже определяются с тем, куда поступать, хотя и не всегда.
Как бы там ни было, подходить к выбору учебного заведения нужно взвешенно и осознанно, с учетом индивидуальных личностных способностей. Ориентируясь на финансовые возможности семьи и на востребованность этого рода профессии на современном рынке труда.