Дистанционное образование официально разрешено с 1997 года, но неофициально оно развивалось раньше, только применялось на различных курсах, например, по изучению иностранных языков без использования информационных технологий. Основным способом передачи знаний была обычная почта, с помощью которой организации пересылали книги и методички слушателям.
Дистанционное образование в высших государственных учреждениях появилось как способ выхода из кризиса во времена перестройки тогда количество студентов сократилось примерно на 7% из-за экономической нестабильности и недостатка финансирования вузов.
Что сейчас происходит в системе ДО и как эти нормы прописаны в законе об образовании? Такой вопрос задают абитуриенты, которые собираются впервые получать высшее образование дистанционно. Тех людей, которые уже имеют дипломы, подобные вопросы не сильно интересуют.
Как отличить электронную и дистанционную формы обучения
В нашем понятии электронное и дистанционное обучение это один и тот же процесс. На самом деле, в законе эти два определения означают разные вещи.
Электронное обучение это использование сканированных или печатных ресурсов для передачи их студентам в качестве учебной информации. Электронная библиотека яркий пример. При этом студент может использовать электронные документы для отчетности о проделанной домашней работе, например, документы, созданные в Word или других программах. Общения между педагогом и студентом может вообще не быть в этом минус электронного обмена информацией.
Чтобы несколько лет учиться по такой форме, нужно иметь очень сильную мотивацию, чего очень часто не хватает российским студентам для продолжения учебы. Статистика показывает, что около 80% студентов, которые используют электронную форму, не получают диплом, так как не доучиваются. Поэтому для создания интереса и поддержания мотивации нужны другие методы дистанционные.
Дистанционный способ это те же лекции, семинары и конференции, но в режиме общения через интернет. Лекцию можно слушать онлайн или позже посмотреть в записи. Преимущество имеют студенты, которые присутствуют на лекции они могут задать вопрос преподавателю или высказать свое мнение, послушать обсуждение своего вопроса, мнение сокурсников.
Особенно важен такой подход, если человек получает дистанционное среднее образование. После 9 класса мало кто из студентов имеет четкую мотивацию, да и тех иногда нужно стимулировать личной харизмой или добрым отношением, помощью.
Чтобы организовать полноценное удаленное обучение, необходимо создать условия для электронной и дистанционной передачи информации. В законе, к сожалению, пока еще нет четко изложенных требований к технологическому процессу и оборудованию, которое его обеспечивает.
Большинство вузов самостоятельно занимается данными вопросами, так как заинтересованы в привлечении студентов. Большое влияние оказывают западные университеты, у которых система передачи информации и контроля знаний налажена лучше, так как вузы с дистанционным высшим образованием начали появляться раньше и больше средств вкладывалось в реорганизацию образования.
О контроле знаний
По опросам абитуриентов можно составить приблизительную статистику, что половина не доверяет качеству дистанционного обучения. Здесь спорная ситуация: доверяют ДО те люди, которые собираются серьезно учиться, не доверяют те, кто не уверен в себе или в выбранной специальности.
В законе о ДО в Российской Федерации нет правил, которые регулировали бы проведение промежуточной и итоговой аттестации. В этом случае приходится рассчитывать на добросовестность университета и его педагогических кадров. В данном случае лучше выбирать известные государственные вузы или проходить переподготовку на базе высшего образования дистанционно. В первом случае вы попадаете на заинтересованных преподавателей, во втором имеете мотивацию для учебы.
В большинстве российских вузов руководство самостоятельно решает, сколько средств вложить в оборудование, разработку курсов, сколько часов дать преподавателям на индивидуальное общение.
К примеру, чтобы подготовить качественную лекцию длительностью 1 час, нужно потратить около 1000 рабочих часов программистам, дизайнерам и специалистам в конкретной области. Такая работа будет стоить больших денег, соответственно, стоимость курса увеличится.
Вот почему нельзя, вернее, не рекомендуется, покупать очень дешевые курсы или вузовские программы они не будут содержать того материала, который будет поддерживать у студентов интерес. Информация теоретическая будет, но в сухом виде.
Способы сдачи сессии и государственных экзаменов каждый вуз выбирает на свое усмотрение:
- нужно приезжать и сдавать сессию лично в очном режиме,
- весь материал студенты сдают через Интернет,
- сессия дистанционно, итоговая аттестация очно.
Для сравнения западная система образования имеет регламентированные требования к организации учебного процесса, способах проверки уровня знаний и критериев выставления оценок. Некоторые университеты даже имеют международные лицензии и их дипломы признают все страны мира.
О площадках для ДО
Интернет-площадки еще одно звено, которое законодательно никак не регулируется в России. Если поставщик образовательных услуг лицо серьезное и заинтересованное в имидже учебного заведения, то он постарается создать такие условия для дистанционщиков, при которых большая часть все же доучится и получит диплом.
Большинство краткосрочных курсов повышения квалификации или переподготовки на базе высшего образования дистанционно проводится на устаревших площадках и старом оборудовании, что ограничивает возможности интернета в целом и мешает передаче информации всеми доступными способами.
Если вам попались курсы, которые стоят очень дешево, не рассчитывайте получить что-то сверхъестественное за такую цену.
Есть площадки, которые рекомендуются для установки в высших учебных заведениях для ДО, а есть такие, которые подходят только для электронной передачи данных от преподавателя студенту и наоборот.
Направления, по которым нет дистанционного обучения
Считается, что медицина, специальности искусства, а также некоторые другие профессии не могут изучаться удаленно, так как требует большого количества практики. На самом деле этого пункта также нет в законодательстве. Поэтому в одних университетах можно учиться дистанционно, к примеру, на факультете информатики, а в других такой услуги нет. Все зависит от того, насколько руководство считает целесообразным вводить дистант.
Для сравнения в западных вузах по большинству предметов есть удаленные программы, только их разработка обходится гораздо дороже. Пока уровень финансирования сферы образования в России не достиг своей вершины, многие учебные заведения будут открывать дистанционные факультеты в качестве эксперимента и использовать для этого имеющиеся в наличии ресурсы.
Вывод: законодательная база для дистанционного образования нуждается в доработке и модернизации, чтобы больше студентов могли с уверенностью поступать на выбранные факультеты и не переживать за качество предоставляемых услуг.