Студенту в процессе обучения пригодится навык, как правильно писать конспект. Совсем не обязательно полностью записывать то, что говорит преподаватель, ведь писать в темпе речи сложно и не всем под силу.
Необходимо определить, как писать конспект занятия, чтобы перед экзаменом можно было вспомнить и восстановить в памяти важные моменты. Что фиксировать за преподавателем, а что нет, как определить важное и успеть все записать этому посвящена наша статья.
Понятие конспекта
Конспект занятия, если вести его регулярно, позволяет подготовиться к экзамену без дополнительного посещения библиотеки. Существует множество разных методик, как писать конспект.
Важно учитывать следующие пункты:
- Писать понятно, чтобы потом можно было разобраться в своих же записях.
- Не обязательно дословно отражать мысль достаточно осмыслить сказанное преподавателем и записать своими словами.
- Оставлять место в тетради на случай, если будут пропуски лекций, чтобы записи шли по порядку.
Метод стенографирования признан неэффективным, так как постоянное внимание на писанине изматывает человека, за полуторачасовую лекцию он может полностью выбиться из сил. Мозг в таком случае старается избавить студента от негатива и частично стирает информацию.
Если постоянно писать, не вникая в суть лекции, при прочтении материала многое покажется незнакомым. Придется открывать книгу и все изучать сначала.
Чтобы успеть записать все, приходится много сокращать, но потом трудно разобраться в своих же каракулях или обращаться к криптографам для расшифровки. Это не шутка, а проверенный опытом факт.
И наконец, огромные массивы записей без разнообразных картинок, графиков, схем очень нудно читать, поэтому учимся писать конспект интересно.
Виды конспектов
Некоторые преподаватели требуют вести тетрадь и регулярно проверяют, как студент работает. Чаще всего это педагоги старой закалки, которым знакомо отсутствие книг в библиотеке по нужной теме.
Другие, новое поколение преподавателей, этого не требуют. Они знают, что в Интернете и книжных магазинах можно найти любую литературу для чтения. Конспект в таком случае только отнимает время.
Есть преподаватели, которые сами учат, как правильно писать конспект: после нескольких фраз предлагают записать основную мысль, как кто ее понял.
При любом методе преподавания важно вот что: большинство педагогов не будет учить, что писать в тетрадях, поэтому нужно самому научиться, как записывать лекции коротко, но понятно, чтобы в нужный момент информация всплыла в памяти, и ее можно было пересказать.
План-конспект
План-конспект это структура лекции. Ее обычно дает педагог, а студенты должны вписать в план основные моменты.
Это может быть:
- дата события,
- описание процесса,
- литература по данной теме, которую необходимо прочитать дополнительно.
План-конспект хорошо помогает подготовиться к семинарам, когда вся информация находится в голове, а пункты в тетради нужны, чтобы не перескакивать от волнения на другие темы.
Схема
План-схема это список вопросов, на которые планируется получить ответ в процессе прочтения лекции. Указывается взаимосвязь пунктов. Схему обычно используют при разборе литературного произведения по обозначенным вопросам можно будет готовиться к экзаменам.
Текстовый конспект
Чаще всего применяется у студентов гуманитарных факультетов, например, литераторов, философов, историков. Это, по сути, реферат каждой лекции с цитатами, выдержками из оригинальных источников, кусками авторского текста. Делать такой конспект сложно, так как приходится успевать за речью преподавателя.
Графический
Графический конспект используют студенты технических факультетов. Это таблицы, графики, схемы, рисунки. Чаще всего их переносят в тетрадь с плакатов.
Тематический
Тематический конспект больше применяется в домашней работе. Например, какую-то тему нужно осветить с разных точек зрения. Студенты, прочитав несколько исходников, записывают выдержки в тетрадь.
Майнд-карты
Майнд-карты это необычная технология конспектирования материала.
Как правильно сделать майнд-карту:
- взять большой лист бумаги, минимум формата А4,
- в центре обозначить тему лекции,
- по мере прослушивания материала от центра листа делать пометки и записывать важные пункты.
В результате оказывается заполненным весь лист.
Метод Корнелла
Метод Корнелла получил признание в американских вузах, как самый эффективный. Суть его основана на необходимости доработать конспект в течение суток после лекции. Как известно, память, если ее активизировать вскоре после получения информации, выдает хорошие результаты.
Чтобы сделать конспект Корнелла, страницу тетради делят на две части: левую меньше, правую больше. Справа будет записываться вся основная информация. В левой колонке в течение 24 часов студенты должны внести свои правки, дописать даты или еще что-либо, что скажет преподаватель. Это стимулирует вспомнить ту информацию, которая была получена на лекции.
Свободный
Конспект в свободной форме пишется по желанию студента. Можно пользоваться любым из вышеописанных методов, можно придумать свой. Главное, чтобы материал был понятен студенту по истечении определенного времени.
Проверить, насколько качественно написан конспект, можно через 2-3 лекции. Для этого нужно просто перечитать то, что делалось 2-3 урока назад. Если четко информация всплывает в памяти, значит материал отображен качественно и вспомнить его не составит труда.
Если студенту не нравится, как он сам оформляет собственные записи, можно посмотреть, как это делают другие. Возможно, какой-то вариант покажется более понятным.
Как писать конспект лекций
Просто что-то писать это бездарно тратить время. Если уж сидеть в библиотеке или регулярно посещать лекции, то нужно извлечь из этого максимальную пользу сделать хороший конспект, который пригодится перед экзаменом.
Что поможет:
- Цветные маркеры для обозначения важных пунктов, дат, событий.
- Структурирование информации абзацы, выделенные пункты плана или подзаголовки.
- Стандарты сокращений, чтобы потом не мучиться расшифровкой.
- Хорошо помогают списки они переключают внимание с полотна текста на другую часть материала.
Переписывать чужой конспект толку мало. Понять, что думал или какие выводы сделал другой человек, часто бывает невозможно, но такое встречается в высших учебных заведениях. Кто-то просиживает на лекциях, слушает, записывает, а кто-то предпочитает попросить тетрадь и переписать. Эффект будет виден на экзамене.
Оформление
Рекомендуется оформлять конспект так, как требует преподаватель. Если его не интересует внешний вид тетради, можно делать все что угодно.
Есть несколько пожеланий, чтобы легче было читать. Например, не делать длинных предложений. Или стараться меньше писать, заменяя некоторые слова на значки: =>, этим можно заменить слово следовательно. Некоторые слова не несут смысла, поэтому тратить на них силы и внимание не обязательно чем короче, тем понятнее.